Найти тему

Норманны на Волге

Есть известный письменный источник - описание путешествия по Волге арабского посла Ибн-Фадлана в 923 году, составленный им самим, [Книга Ахмада Ибн-Фадлана посла Аль-Муктадира к царю славян. - М-Л., 1939], в котором рисуются быт и нравы славян и норманнов русов на землях Приволжья. Наблюдения Ибн-Фадлана о быте приволжских русов с высокой степенью вероятности можно отнести и к другим колониям поселениям варяго-россов на землях Руси.

Ибн-Фадлан был секретарем посольства отправленного Халифом Багдада к Аль-Хасану повелителю приволжской Булгарии через Среднюю Азию в обход Хазарии. Ибн-Фадлан отмечает, что он пишет о том, что он сам видел в стране турок, хазар, русов, славян, башкир и других народов.

Ибн-Фадлан пишет о славянах и русах как о разных народах, в тексте его записок сообщается, что у русов и славян были свои цари (князья, вожди). Арабский историк середины X века Ибн-Хаукаль сходным образом сообщает: «Русы же - варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и славянами на реке Атиль». [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, с. 230].

В ходе своего путешествия Ибн-Фадлан посетил земли славянского княжения расположенного на Верхневолжском левобережье в районе легендарной Артании. То, что это были славяне (или близкие к ним финны меря), по всей совокупности географических, этнических, экономических и социальных признаков, не вызывает сомнения.

Это племя жило на обширной территории среди рек и озер покрытых лесами, где росли березы, из которых жители собирали березовый сок. Его жители были земледельцами, они сеяли просо, ячмень, пшеницу, имели домашний скот, лошадей, ловили рыбу, охотились, собирали мед.

Перед нами возникает типичная картина поздне родового общества. Местная община владела всей землей. Каждый, кто, что-либо посеял, собирал урожай на себя и свою семью.

Царь (князь, вождь) не имел права на землю и на посевы земледельцев. Ему давали раз в году от каждого дома шкуру соболя. Если дружина шла в набег на соседей с целью грабежа, то царь имел вместе с дружинниками свою оговоренную долю.

Царь жил среди крестьян общинников без охраны, временами свободно посещая базары и свадьбы жителей. Все жители носили шапки, как символы личного достоинства, которые снимали с головы, почтительно приветствуя царя.

Каждая славянская семья имела свой дом. Дом царя был отличен большими размерами и богатством внутреннего убранства. Рабов среди вольных славян не было.

Характерна, именно для родового общества, иерархия семейных отношений. Было принято младшим уважительно служить и оказывать знаки внимания старшим. Рожденные дети, пока не станут взрослыми, жили и воспитывались в семье деда, но не отца. Тем самым обеспечивались лучшие условия для рождения родителями обширного потомства. Соблюдался патриархальный родовой закон наследования по линии старших братьев, но не старших сыновей.

Славяне рисуются Ибн-Фадланом опрятными, чистоплотными, целомудренными людьми. Случаи прелюбодеяния или воровства наказывались беспощадным образом: воров и прелюбодеев убивали.

Славяне жили не замкнутым образом, у них были купцы, которые торговали мехами соболей и черных лисиц, медом. Торги с другими народами происходили в определенных местах возле крупных рек, на рынках, которые бывали во всякое время года и где продавалось много полезных товаров.

Торг в стране восточных славян (худ. Сергей Иванов)
Торг в стране восточных славян (худ. Сергей Иванов)

Ибн-Фадлан пишет, что от страны славян, в которой он был, до ближайшего рынка было расстояние в один дневной переход на лошади, а сам рынок был расположен на огромной реке Атиль (Волге), текущей в страну Хазар.

Достигнув Волги с огромным торговым караваном Ибн-Фадлан пишет: «я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль». [Книга Ахмада Ибн-Фадлана, c. 78].

Из последующего текста Ибн-Фадлана явствует, что под русами следует понимать варяго-россов одной из их колоний поселений в верхнем Приволжье.

Судя по всему, колонии поселения русов были временными: «В поисках прибыли мало связанные между собой вооруженные отряды торговцев передвигались время от времени на огромные расстояния. Их деятельность не требовала наличия долгосрочных поселений и поэтому они по большей части не оставили следов, которые остаются при создании укреплений…Многие, возможно, даже большинство русов, пересекавших восточные земли, не собирались там окончить свои дни: они были перелетными птицами, приобретающими серебряные монеты и возвращающимися домой в Скандинавию». [Франклин С., Шепард Д. Начало Руси 750-1200. – Спб., 2000, c. 73].

По свидетельству Ибн-Фадлана можно примерно оценить число взрослых русов в приволжской колонии – во дворце царя (вождя, князя) русов рядом с ним пировали «четыреста мужей из числа богатырей его сподвижников, находящихся рядом с ним». [Там же, c. 83].

Ибн-Фадлана поразил внешний облик русов, их оружие, и одежда. Внешний вид русов явно нордический – это были молодые, румяные, стройные и красивые люди. Полвека спустя о росах Святослава византийский историк Лев Диакон пишет сходным образом, как о молодых, пышущих здоровьем людях.

Ибн-Фадлан отмечает, что в отличие от славян, русы были поголовно вооружены – у каждого из них был топор-секира, меч и нож. С оружием русы никогда не расставались. Опытный взгляд Ибн-Фадлана отметил, что мечи у русов плоские, европейского франкского типа.

Одежда у русов одинакова, как воинская униформа, они носили плащи-накидки, покрывающие один бок. Свободная рука руса, покрытая татуировками изображений растений, вещей и людей, все время была готова взяться за оружие. Лев Диакон сходным образ отмечает у росов Святослава: «покрой одежды (накидки) скрепленной застежкой, привычку сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза». [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 79]. В дальнейшем, русские князья также носили длинный плащ (корзно), застегивавшийся на правом плече. [Древняя одежда народов Восточной Европы. - М., 1986, c. 45].

Молодых русов окружал сонм жен, их шеи были украшены рядами монист из золота и серебра. Достаток мужа в 10 тыс. дирхем (огромное состояние – Авт.) отмечался одним рядом монист на шее его жены. Ибн-Фадлан видел девушек русов украшенных буквально грудами монист-ожерелий, своей красой и богатством приводящих арабских купцов в восторг.

Из наблюдений Ибн-Фадлана следует, что взрослое мужское население поголовно вооруженных русов было весьма богато. Царь русов возлежал на огромном троне-ложе инкрустированном драгоценными самоцветами, в то время как трон царя славян был покрыт лишь коврами и парчой.

Источниками богатства русов были торговля пушниной и рабами - пленными и девушками-наложницами. [Ибн-Фадлан, c. 78]. Русы продавали рабов с приволжских рынков в Булгарию и Хазарию. Экономика русов, в отличие от славян земледельцев живущих своим трудом, носила сугубо паразитический характер.

Несмотря на то, что русы жили по рекам в больших рубленных домах из дерева, Ибн-Фадлан пишет о них как о «грязнейших тварях Аллаха» весьма скупо употребляющих воду для мытья.

Весьма характерно в этом отношении прозвище одного из норвежских конунгов – Вшивобородый. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2010, т. V, c. 98]. В саге Харальде Прекрасноволосом повествуется о первом короле, объединившим Норвегию. Он не сразу получил такое красивое прозвище, вначале eгo называли Xaральдом Косматым за то, что в течение десяти лет он не мыл и не стриг волос.

Еще одним свидетельством скандинавского происхождения русов был варяжский обычай захоронения - сожжения мертвых вместе с кораблем: небогатых людей в специально построенной маленькой лодке, а знатных, в настоящих больших судах.

Похороны знатного руса (худ. Генрих Семирадский)
Похороны знатного руса (худ. Генрих Семирадский)

«Корабль - жилище викинга» - таким был один из главных принципов жизни норманнов. Большую часть жизни викинг проводил на воде и в последний путь из жизни к Богам он отправлялся в своей боевой ладье.

Ибн-Фадлан сообщает о грандиозных совместных дружинных пирах: во дворце царя русов рядом с ним пировали 400 мужей (из числа) богатырей, его сподвижников, царь русов возвышался на драгоценном престоле, прямо к которому подводили боевого коня [Ибн-Фадлан, c. 83].

Каждого молодого руса окружали жены, девушки-наложницы и служанки. Ибн-Фадлана поразили нравы, картины откровенно скотского блуда среди русов, разительно отличных от законов славянского целомудрия. Блудная картина варяжских семейно брачных отношений подтверждается Нестором, который характеризуя сына Святослава князя Владимира, в его языческий период жизни, пишет о нем, как о несытом в блуде подобно Соломону. [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 78]. Кроме пяти «законных жен» у Владимира был огромный гарем – 300 наложниц в Вышгороде, 300 - в Белгороде, 200 - в Берестове.

С точки зрения брачных отношений русы находились в состоянии родовой полигамии, где муж (глава семьи) был собственником своих жен и детей. Блудная брачная полигамия среди русов была обусловлена реальными факторами этнической ассимиляции варяжских колонизаторов поселенцев на славянских землях. Количество местных жен и наложниц определялось достатком их варяжских мужей.

Если у киевского князя Владимира были сотни жен, то в приволжской колонии рядом с царем русов, на троне-ложе находилось 40 девушек, часть из занималась любовью с царем, другие его поили и кормили, третьи убирали испражнения царя. Окружающие царя пирующие дружинники русы имели всего двух девушек – наложницу и служанку.

Структура семьи у славян и русов кардинально отлична. В славянской патриархальной семье единой родовой общностью жили три поколения - дети, родители, деды. Демография колонии-поселении русов иная. Возраст мужчин-русов примерно одинаков – это молодежь, стариков среди них нет, т.е. этническая общность русов возникла и существовала сравнительно небольшое время.

Жены, наложницы и служанки у русов несомненно местные славянки. Ибн-Фадлан упоминает лишь об одной женщине-старухе, с двумя дочерьми, явно варяжского рода, характеризуя ее как «ведьму», которая по варяжским законам распоряжалась, подобно «ангелу смерти», всем обрядом похорон умершего знатного руса.

По форме семейной организации колонии поселения приволжских русов – это типичная фратрия, или, как ее называет Ф. Энгельс, «в буквальном смысле братский род». Фратриарная организация исторически и этнографически существовала у многих племен, представляя собой форму родового сообщества в виде системы общих связей происхождения, взаимопомощи, совместного отправления традиционных церемоний и религиозных обрядов. [Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 тт. Второе издание. – М., 1955-1981, т. 21, с. 101, 103-104, 109, 112-113].

Институт наследования у славян и русов отличен. Имущество и собственность умершего славянина наследовал его род в лице отца или старшего брата.

Полигамная семья руса-мужа, состоящая из жен, наложниц и множества их детей, по Ибн-Фадлану, наследовала и распоряжалась лишь третью денег умершего, остальные средства тратились на обряд похорон и общественные поминки.

Фактически, после смерти руса его семья распадалась. Жены и наложницы, в зависимости от достатка умершего, имели средства в виде драгоценных украшений и денег. Ибн-Фадлан пишет, что у каждой жены руса на груди было прикреплено кольцо из железа, меди, серебра или золота символизирующих количество денежных средств ее мужа.

По реальным жизненным обстоятельствам, жены и наложницы умерших русов, или возвращались в свои коренные славянские семьи, к родителям и родственникам, или находили себе новых мужей.

Немаловажен вопрос о судьбе рожденных в полигамной семье детях. Беременные жены и наложницы русов, становясь временно негодными для блуда, возвращались к своим родителям или родственникам, где рожали и выкармливали детей.

Если это были девочки, то со временем, в случае удачи, их ожидала судьба матерей – замужество за русом. Мальчики, как правило, уже с детства возвращались в дружинную среду своих отцов, именно таких мальчиков имел в виду Ибн-Фадлан, говоря об отроках среди русов. Ибн Русте сообщает о древнем обычае среди русов: «отец новорожденного мальчика клал перед ним меч и объявлял, что это будет его единственным наследством; остальное нужно добыть с помощью меча. [Ibn Rusta. Kitab al-A`lak al-nafisa. Ed. T. Lewicki. Gdansk, 977. T. II.2., p. 40-41]. Находки детских деревянных мечей в Старой Ладоге и Рюриковом Городище подтверждают сообщение Ибн Русте.

Русские летописи пестрят сведениями о детях и отроках прислуживающих дружинникам, составляющих молодшую княжескую дружину. По Нестору, варяжский князь Святослав Игоревич рос и воспитывался в дружинной среде, уже в возрасте четырех лет его посадили на боевого коня.

Процесс становления и развития дружинной среды, как военной элиты древнерусского государства, имел свои существенные особенности. Легендарное призвание братьев Рюриковичей сопровождалось приходом на словенские земли варяжской военной дружины рода русов из нескольких сот воинов, позволявшая им контролировать лишь крупные племенные центры – Ладогу, Рюриково Городище, Белоозеро, Изборск. Со временем, с установлением родства Рюрика с варяго-инграми и приходом варяжских дружин других родов (Аскольда и Дира), Рюрику удалось установить свое господство на всем северо-западе Руси.

Олегу для организации похода на Византию военных ресурсов имеющихся в его распоряжении варяжских дружин из нескольких тысяч человек было недостаточно. В поход Олег привлек десятки тысяч вооруженных, охочих до грабежа людей со всех подвластных ему земель от Волхова до Днепра.

В эпоху правления Олега быстро развиваются крупные варяжские военные поселения колонии на славянских землях в Приильменье, Поднепровье, Приволжье. Сообщение Ибн-Фадлана о приволжской колонии русов относится ко времени правления Олега и Игоря.

Немаловажен вопрос о демографическом приросте численности взрослого мужского населения колонии поселения русов. В так называемой франкской «Хронике Фредегара» (VII век), в частности, пишется, что франкский купец Само, выступивший с оружием со своими товарищами-франками против врагов славян гунно-аваров, был выбран славянами за доблесть своим королем. Он царствовал 35 лет: «Было у Само 12 жен из рода славян; от них он имел 22 сына и 15 дочерей». [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) - М., 1995, c. 367].

Ибн-Фадлан упоминает о дружинниках русах числом 400 человек. Каждый из них имел наложниц, которые менялись после беременности. Репродуктивность такой семьи руса была не менее 10 детей в год (половина мальчиков, половина девочек). Через 20 лет вырастало новое мужское поколение своей численностью многократно превышающих число своих отцов.

Колония поселение такого количества людей прокормить уже не могла и начинался массовый исход молодых людей на отхожий военный промысел, в телохранители, княжеские дружины, а затем, и в войска дружинного типа.

Дружинное войско не могло появиться сразу и вдруг, необходимо было время для становления в 2-3 поколений русов. Это время пришлось как раз на правление Святослава. Святослав в своих грандиозных походах на Приволжье, Болгарию и Византию опирался не просто на варяжскую дружину, но на дружинное войско из тысяч молодых русов. Об этом пишет византийский историк Лев Диакон, утверждавший, что Сфендослав (Святослав) поднял на войну с ромеями молодое поколение тавров пышущих здоровьем мужей (росов) в 60 тыс. воинов [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 44] (по русским летописям 20 тыс.).

Принятие христианства при Владимире разрушило полигамные семьи колоний поселений варягов, на смену которым пришли приграничные поселения крепостного типа («богатырские заставы») с моногамными семьями, существенно более низкой рождаемости.

P.S. По восточным источникам, помимо торговли, приволжские русы предпринимали боевые походы в Каспийское море. В 909 году их флот осуществил набег на каспийский остров Абаскун. На следующий год русы атаковали богатую провинцию Мазандерана, но были отбиты. В 913 году огромный флот русов из 500 кораблей, с согласия хазарского царя Вениамина, вошел в Каспийское море и подверг грабежу побережья Гиляна, Табаристана и Ширвана. Набрав много добычи, русы вернулись в Итиль, где на них неожиданно напали хазары, Потерпев поражение, русы пытались пробиться на север Волги, но были истреблены буртасами и булгарами [Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI веков - М., 1963, с. 198-201].

---------------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.