Найти в Дзене
Новая Культура

Ленинградский рок-клуб. Повторение истории в 10-е

Оглавление

Добрался до двухчасовой передачи 2019-го года о ленинградском рок-клубе. Очень грамотно проведенное культурологическое расследование. Правильные вопросы, сюжет, заочная полемика тех, у кого брали интервью - интересно, одним словом! 

Проблема только одна - выводов мало и они слишком общие. Воспользуюсь вдохновением после просмотра фильма и позволю себе впервые в своей жизни обобщить все, что знаю о Ленинградском рок-клубе и провести прямые аналогии с 00-ми и 10-ми годами, когда эта история почти полностью повторилась.

Две заинтересованные стороны

Первые, кому был нужен рок-клуб - хиппи-тусовка, меломаны и подпольные менеджеры, продвигавшие про-западную философию и свои музыкальные вкусы. Собственно, "клуб" как сообщество длинноволосых людей по интересам существовал с 74-го года под названием "Ленинградский клуб любителей музыки", и уже был организованной, но не легализованной структурой с обширными связями в других городах СССР и за рубежом. Они продвигали свои коллективы на "танцы", устраивали концерты в кафе под видом свадеб, выпускали самиздат-журнал "Рокси" и даже вели гастрольную деятельность. 

Все это сильно напомнило мне андеграундную тусовку Петербурга 00-х годов, которая прозабяла по маленьким клубам и барам в противовес московскому продюсерскому влиянию на культуру. Во все времена у определенных людей возникает желание (не всегда обоснованное) помогать местным музыкальным проектам. Назовем это региональным патриотизмом. 

Ничего уникального в подобном "движении" нет. В относительно стабильные годы (70-е или 00-е) такие люди часто объединяются и делают что-то конструктивное. В 80-е годы эту "тусовку" убила перестройка и зарождение шоу-бизнеса; а в 00-е весь конструктив андеграундной деятельности сошел на нет после появления социальных сетей. Новая эпоха цифровой стабильности, в свою очередь, еще не наступила.  

Интересно, что как только хиппи добились легализации, их вскоре отодвинули от управления рок-клубом, потому что они не хотели работать со всей молодежью подряд, а отстаивали определенные идеологические взгляды (в частности, были слишком сильно не согласны с решением об исключении групп "Россияне" и "Аквариум" из клуба). Почти сразу же после его основания в рок-клубе не осталось влияния хиппи-революции, что позволило расцвести бурным цветом всем музыкальным направлениям и философиям. Точно так же и в конце 00-х годов из фразы гр. Tequilajazzz "сперва Грибоедов, потом Фишфабрик" пропал тайный и понятный всем андеграундным деятелям смысл. Идеология клубно-барного музыкального движения сошла на нет.

Вторым действующим лицом при создании Ленинградского рок-клуба стало государство в лице разнообразных структур, в том числе и КГБ, которое устало от поиска хиппанов по кустам и танцам. Объединить всю неформальную молодежь в одном месте и каким-то образом влиять на нее - отличная идея, которая работала. 

Представим себе молодых людей, которые попадают во взрослый мир с оценивающим тебя полным залом, голосующим "ногами" в строну буфета/бара, если ты неинтересен; и жюри. В обмен на это необходимо всего лишь пойти на небольшую самоцензуру и написать свои тексты таким образом, чтобы они прошли "литовку".

Все это по большому счету ничем не отличалось от серий конкурсных фестивалей Петербурга 00-х - 10-х годов вроде Emergenza, отборочных туров фестивалей "Окна открой" и "Живой!", Revolution Fest. Участие в подобных фестивалях и сейчас требует определенной самоцензуры и "литовки", как и любой выход на сцену, где тебя будут оценивать незнакомые с твоим творчеством люди. 

Единственное отличие состояло в том, что в XXI веке в роли государства выступил условный некоммерческий сектор, но также зачастую при поддержке государства. Свои собственные взгляды на молодежную культуру отстаивали уже не КГБ, а, например, организаторы фестиваля "Окна открой" (при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербург) или организаторы фестиваля "Живой!" (при поддержке администрации Московского района).

Молодежные ценности во главе

Подобные фестивальные объединения и в 80-е, и в 10-е годы существовали в противовес системе, при которой у популярных коллективов уже собрана фан-база, а у твоего коллектива ее еще нет, при этом при полном зале играть хочется.

Это было собрание молодых людей до 30 лет, не обремененных стабильными семьями и заботой о стариках. Эта возрастная группа готова жертвовать всем своим свободным временем, карьерными перспективами и здоровьем ради достижения своих целей.

Отличие молодежи 80-х от молодежи 10-х годов, естественно, существовало - в первую очередь в вопросе восприятия собственных неудач. Поколение 10-х годов после того, как предыдущий музыкальный проект терпит неудачу или если наступает творческий кризис, не спивается, а просто создает новый проект. Например, БКМСБ перерос в The Hatters, а Tenkorr и Jane Air - в Little Big.

Кроме того, социальные связи в 80-е годы и в 10-е носили другой характер и играли другую роль.

Толчок рок-клубовской тусовке к величию не смогла обеспечить, например, Алла Пугачева, которая была знакома с Н. Михайловым, директором Ленинградского рок-клуба. Зато огромный вклад внесла Джоан Стингрей, выпустившая пластинку Red Wave за рубежом, после чего "партия дала добро" на выпуск в СССР на заводе "Мелодия" милионными тиражами альбомов "Аквариума", "Кино" и "Алисы".

Петербургские звезды 10-х годов тоже не обошлись без западного YouTube, но попали туда самостоятельно через российскую интернет-тусовку. Посредничества западных продюсеров, чтобы пробить стену андеграунда, не потребовалось.

Одинаковый результат

Если оценивать по крупным личностям в российском культурном ландшафте, то петербургское рок-движение XXI века в сравнении с ленинградским рок-клубом дало схожие результаты.

Давайте включим поправку на то, что в России уже существует большая рок-история, новые звезды просто не могут сравниваться напрямую со старыми, и подытожим.

Успех Little Big сопоставим с феноменом "Кино". "Аффинаж" нельзя напрямую сравнить с "Аквариумом", потому что Б. Гребенщиков стоял у истоков рок-клуба, в отличие от М. Калинина, но по занятой нише акустического рока - можно. The Hatters напоминает "АукцЫон" Shortparis - даже больше), и даже свой Александр Башлачев в лице Игоря Растеряева в Петербурге найдется.

Юрий Шевчук утверждает, что в конце 80-х годов "эмигрировал" из Уфы в Лениград, перед этим дав пробные концерты в 85-м году. Чем не история рэпера Oxxxymiron, который также после пробных концертов 2010-2011 годов переехал в Петербург для кропотливой студийной работы. Активная гражданская позиция обоих только дополняет сравнение.

В Петербурге 10-х годов так и не родилось своей "Алисы". Пока не состоялся переезд в Петербург масштабного проекта вроде "Наутилус Помпилиус". Но и без этих двух примеров, можно делать выводы о крайне схожем итоге развития двух больших культур.

Несмотря на разные исторические эпохи, прорыв ленинградских рокеров 80-х спустя 20 лет после расцвета рок-н-ролла был почти один в один продублирован петербуржцами 10-х годов, которые выросли на альтернативном роке 90-х.

Российская культура востребовала героев такого же амплуа и в том же количестве, что и культура позднесоветская. Музыканты с радостью повторили то, что однажды уже случилось.

Читайте новости обо ВСЕХ релизах - синглах, клипах, альбомах - Санкт-Петербурга (более 4500 артистов) ежедневно в группе "МузыкаSpb" Вконтакте: https://vk.com/madeinspb

-2