Об этом военном летчике знают немногие, хотя свой отчетливо видимый след в Сталинградской битве он сумел оставить. Погиб, так и не успев одержать пять воздушных побед, которые принесли бы ему неофициальное звание летчика-аса. Но он был героем. Настоящим героем…
Отечественные историки лишь раз упомянули имя этого летчика (да и то с ошибкой, исказив инициалы) в солидной монографии, изданной в 1981 году, при описании воздушной баталии, закончившейся печально для вражеской машины. Это была его вторая по счету победа.
Победу приписали будущему Герою Советского Союза В.П. Смирнову, тогда как в действительности этот подвиг был совершен его однофамильцем – Николаем Александровичем Смирновым, о котором мы сегодня и поведем речь.
По случайному совпадению оба служили в одной и той же авиадивизии (102-ой ИАД).
Наш герой родился в 1914 году в Нижнем Новгороде. В 22 года завершил обучение в харьковской летной школе, сразу же получив звание лейтенанта – свидетельство того, что учился он лишь на «отлично» («хорошистам» и «середнячкам» присваивали звание младшего лейтенанта).
Потом – нескончаемые армейские будни, накопление летного опыта. В начале 1942-го его определяют в 788-ой истребительный авиаполк, базировавшийся в районе Сталинграда.
Первую воздушную победу ему было суждено одержать аккурат накануне мужского праздника – 22 февраля. Николай Смирнов, теперь уже «старлей», уверенно и дерзко «разобрался» с экипажем немецкого «юнкерса», расстреляв их из своих орудий, а затем сбил и сам самолет.
Трое из четырех вражеских летчиков были убиты, одному удалось выжить, и он был взят плен.
За этот подвиг Николаю Смирнову была объявлена благодарность от генерал-майора Климова В.Д., руководившего на тот момент истребительной авиацией ПВО, с вручением именных часов.
Уничтожение немецкого Ju 88D-1 с бортовым номером T5+AM примерно в 80 км от Сталинграда было подтверждено и немецкими сводками. Правда, четыре члена экипажа сбитого самолета, по немецким данным, до сих пор значатся пропавшими без вести.
Во второй раз Смирнову довелось схлестнуться с очередным «Ю-88» 25 марта.
При крайне неблагоприятных погодных условиях, ураганном ветре и при почти полном отсутствии видимости ему удалось вывести из строя двигатели самолета люфтваффе, вследствие чего тот был вынужден приземлиться в окрестностях Сталинграда.
Все четыре члена экипажа сбитого самолета были захвачены нашими солдатами в плен, и их дальнейшая судьба неизвестна.
Именно этот случай был описан в упомянутой выше монографии, поскольку сбитый Ju 88D-1 с бортовым номером T5-HM был впоследствии установлен на одной из площадей в центре Сталинграда…
Третья победа была одержана 12 июля примерно в 40 км от станции Казанская. Тогда бы атакован немецкий «Шторх», ошибочно идентифицированный как немецкий самолет-разведчик «Хеншель». В результате вынужденного приземления немецкий самолет был полностью уничтожен, однако двум членам его экипажа удалось спастись.
Последняя победа была одержана Смирновым 4 августа 1942 г. Жертвой пал вражеский «мессершмитт», сбитый в районе станции Абганерово.
Правда, немецкая сторона этот факт не подтвердила, что само по себе не удивительно: немцы крайне неохотно признавали уничтожение «совершенных» Ме-109, считавшихся их национальной гордостью…
Уже на следующий день капитана Николая Смирнова, возглавлявшего эскадрилью 788-го ИАП, не стало. Он погиб, сражаясь с открытом бою с самолетами люфтваффе.
Единственным орденом, которого он был удостоен, стал орден Красной Звезды. Указ о награждении был подписан уже после окончания Сталинградской битвы, в феврале 1943 года…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
1. Манжетные ленты «люфтваффе» (Германия, 1935-1945 гг.): краткое описание и фото
3. Как сражался и сколько действительно сбил вражеских самолетов Василий Сталин?
Понравилась статья? Будем рады Вашим лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал )))
#германия #ссср #война #авиация #люфтваффе