Финский классик признается в любви великому кино
На простой вопрос назвать 10 своих любимых фильмов финский классик Аки Каурисмяки называет… целых 29! Любовь к кино – она такая ❤
Впрочем, режиссеру пришлось все-таки ограничить себя рамками традиционного списка, поэтому за бортом остались великие и могучие Чаплин, Ренуар, Тати, Клузо, Маль, Трюффо, Годар – их Каурисмяки перечислил в предуведомлении через запятую.
Среди предпочтений Аки много японцев, Кассаветиса и французского поэтического реализма. И это логично: трагедия не приходит сама по себе, поэтому в перечисленных фильмах наряду с туманом и детективными сюжетами немало надежд и теплого юмора.
Читайте, смотрите, наслаждайтесь ☀
ПЕРВОЕ МЕСТО делят два фильма:
- Золотая Каска (Casque d’or) – Жак Беккер, 1952
(Любовь вопреки обстоятельствам с молодой Симоной Синьоре в роли проститутки)
- Наудачу, Бальтазар (Au hazard Balthazar) – Робер Брессон, 1966
(Почти библейская притча про девочку и ослика)
ВТОРОЕ МЕСТО разделили сразу три фильма Одзу:
- Токийская повесть (Tôkyô monogatari) – Ясудзиро Одзу, 1953
- Поздняя весна (Banshun) – Ясудзиро Одзу, 1949
- Вкус сайры (Sanma no aji) – Ясудзиро Одзу, 1962
Об эстетике в двух фильмах Одзу «Цветы равноденствия» и «Поздняя осень» я писала во время его петербургской ретроспективы.
ТРЕТЬЕ МЕСТО: Акира Куросава
- Жить (Ikiru) – Акира Куросава, 1952
- Красная борода (Akahige) – Акира Куросава, 1965
Аки Каурисмяки предлагает сопоставить игру двух выдающихся актеров – Симуры и Мифунэ.
ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО: Сирк – Фассбиндер
- Слова, написанные на ветру (Written on the Wind) – Дуглас Сирк, 1956
- Страх съедает душу (Angst essen Seele auf) – Райнер Вернер Фассбиндер, 1974
Нежность, романтика, мелодрама. Отличная параллель.
ПЯТОЕ МЕСТО: пятерка фильмов Джона Кассаветиса (все классные)
- Тени (Shadows), 1958
- Лица (Faces), 1968
- Женщина под влиянием (A Woman Under the Influence), 1974
- Убийство китайского букмекера (The Killing of a Chinese Bookie), 1976
- Премьера (Opening Night), 1977
Где-то месяц назад главной актрисе и женщине в жизни Кассаветиса Джине Роулендс исполнилось 90. Хороший повод устроить ее ретроспективу.
ШЕСТОЕ МЕСТО: Виго, поэзия, кино
- По поводу Ниццы (À propos de Nice) – Жан Виго и Борис Кауфман, 1930 (Кстати, этот фильм – еще один недавний 90-летний юбиляр)
- Ноль за поведение (Zéro de conduite) – Жан Виго, 1933
- Аталанта (L’Atalante) – Жан Виго, 1934
- Нанук с севера (Nanook of the North) – Роберт Флаэрти, 1922
Каурисмяки всегда считал Флаэрти и Виго близкими родственниками в кинематографе. По его мнению, между «Нануком» и «Аталантой» можно уместить практически всё кино за исключением «Золотого века» Бунюэля.
СЕДЬМОЕ МЕСТО: «Арчеры»
- 49 параллель (49th Parallel) – Майкл Пауэлл, 1941
- Маленькая задняя комната (The Small Back Room) – Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, 1949
Все фильмы «Арчеров» (так называлась производственная компания Пауэлла и Прессбургера) чрезвычайно красивы, но Аки выбрал именно эти два, потому что в отличие от остальных их «больших» фильмов эти кажутся второстепенными и при этом сохраняют удивительно свежий взгляд.
ВОСЬМОЕ МЕСТО: Мельвиль
- Армия теней (L'Armée des ombres) – Жан-Пьер Мельвиль, 1969
- Второе дыхание (Le Deuxième Souffle) – Жан-Пьер Мельвиль, 1966
Еще один любимый режиссер и два его фильма с Лино Вентурой и Полем Мёриссом.
ДЕВЯТОЕ МЕСТО делят два великих фильма:
- Набережная туманов (Le Quai des Brumes) – Марсель Карне, 1938
- Похитители велосипедов (Ladri di biciclette) – Витторио де Сика, 1948
Жан Габен и Мишель Морган во Франции – и душераздирающая история из послевоенной Италии.
ДЕСЯТОЕ МЕСТО (и это еще не конец!) разделили:
- Ночь охотника (The Night of the Hunter) – Чарльз Лоутон, 1955
- Туз в рукаве (Ace in the Hole) – Билли Уайлдер, 1951
- Симеон-пустынник (Simón del desierto) – Луис Бунюэль, 1965
- Jimi Plays Monterey & Shake! Otis at Monterey (выступления Джимми Хендрикса и Отиса Реддинга на фестивале в Монтерее в 1967 году)
Эти три выдающихся фильма и концертные записи для Аки связаны множественными невидимыми нитями.
ОДИННАДЦАТОЕ МЕСТО вместо бонуса
- Это – Spinal Tap! (This is Spinal Tap) – Роб Райнер, 1984
(Культовое кино в жанре мокьюментари / псевдодокументалистики. Представляет собой пародию на хэви-метал-группы)
Как вам такая подборка фильмов? Пишите ваши мысли в комментариях.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡