Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

10 фильмов всех времен. Версия Аки Каурисмяки

Финский классик признается в любви великому кино
Оглавление

Финский классик признается в любви великому кино

Аки Каурисмяки. Фото: Filmcomment
Аки Каурисмяки. Фото: Filmcomment

На простой вопрос назвать 10 своих любимых фильмов финский классик Аки Каурисмяки называет… целых 29! Любовь к кино – она такая ❤

Впрочем, режиссеру пришлось все-таки ограничить себя рамками традиционного списка, поэтому за бортом остались великие и могучие Чаплин, Ренуар, Тати, Клузо, Маль, Трюффо, Годар – их Каурисмяки перечислил в предуведомлении через запятую.

Аки Каурисмяки. «Lonesome Bar». Мемфис, штат Теннесси. Фото: Marja-Leena Hukkanen. Источник: https://aki-kaurismaki.ru
Аки Каурисмяки. «Lonesome Bar». Мемфис, штат Теннесси. Фото: Marja-Leena Hukkanen. Источник: https://aki-kaurismaki.ru

Среди предпочтений Аки много японцев, Кассаветиса и французского поэтического реализма. И это логично: трагедия не приходит сама по себе, поэтому в перечисленных фильмах наряду с туманом и детективными сюжетами немало надежд и теплого юмора.

Читайте, смотрите, наслаждайтесь ☀

ПЕРВОЕ МЕСТО делят два фильма:

  • Золотая Каска (Casque d’or) – Жак Беккер, 1952
    (Любовь вопреки обстоятельствам с молодой Симоной Синьоре в роли проститутки)
-3
  • Наудачу, Бальтазар (Au hazard Balthazar) – Робер Брессон, 1966
    (Почти библейская притча про девочку и ослика)
-4

ВТОРОЕ МЕСТО разделили сразу три фильма Одзу:

  • Токийская повесть (Tôkyô monogatari) – Ясудзиро Одзу, 1953
  • Поздняя весна (Banshun) – Ясудзиро Одзу, 1949
  • Вкус сайры (Sanma no aji) – Ясудзиро Одзу, 1962

Об эстетике в двух фильмах Одзу «Цветы равноденствия» и «Поздняя осень» я писала во время его петербургской ретроспективы.

Сэцуко Хара и Тисю Рю в фильме  «Поздняя весна»
Сэцуко Хара и Тисю Рю в фильме «Поздняя весна»

ТРЕТЬЕ МЕСТО: Акира Куросава

  • Жить (Ikiru) – Акира Куросава, 1952
  • Красная борода (Akahige) – Акира Куросава, 1965

Аки Каурисмяки предлагает сопоставить игру двух выдающихся актеров – Симуры и Мифунэ.

ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО: Сирк – Фассбиндер

  • Слова, написанные на ветру (Written on the Wind) – Дуглас Сирк, 1956
  • Страх съедает душу (Angst essen Seele auf) – Райнер Вернер Фассбиндер, 1974

Нежность, романтика, мелодрама. Отличная параллель.

ПЯТОЕ МЕСТО: пятерка фильмов Джона Кассаветиса (все классные)

  • Тени (Shadows), 1958
  • Лица (Faces), 1968
  • Женщина под влиянием (A Woman Under the Influence), 1974
  • Убийство китайского букмекера (The Killing of a Chinese Bookie), 1976
  • Премьера (Opening Night), 1977

Где-то месяц назад главной актрисе и женщине в жизни Кассаветиса Джине Роулендс исполнилось 90. Хороший повод устроить ее ретроспективу.

Джина Роулендс в фильме «Женщина под влиянием»
Джина Роулендс в фильме «Женщина под влиянием»

ШЕСТОЕ МЕСТО: Виго, поэзия, кино

  • По поводу Ниццы (À propos de Nice) – Жан Виго и Борис Кауфман, 1930 (Кстати, этот фильм – еще один недавний 90-летний юбиляр)
  • Ноль за поведение (Zéro de conduite) – Жан Виго, 1933
  • Аталанта (L’Atalante) – Жан Виго, 1934
  • Нанук с севера (Nanook of the North) – Роберт Флаэрти, 1922

Каурисмяки всегда считал Флаэрти и Виго близкими родственниками в кинематографе. По его мнению, между «Нануком» и «Аталантой» можно уместить практически всё кино за исключением «Золотого века» Бунюэля.

Игрушечный поезд и две куклы в роли туристов на Лазурном берегу. Кадр из фильма «По поводу Ниццы»
Игрушечный поезд и две куклы в роли туристов на Лазурном берегу. Кадр из фильма «По поводу Ниццы»

СЕДЬМОЕ МЕСТО: «Арчеры»

  • 49 параллель (49th Parallel) – Майкл Пауэлл, 1941
  • Маленькая задняя комната (The Small Back Room) – Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, 1949

Все фильмы «Арчеров» (так называлась производственная компания Пауэлла и Прессбургера) чрезвычайно красивы, но Аки выбрал именно эти два, потому что в отличие от остальных их «больших» фильмов эти кажутся второстепенными и при этом сохраняют удивительно свежий взгляд.

Экранизация одноименного романа британского писателя Найджела Бэлчина «Маленькая задняя комната»
Экранизация одноименного романа британского писателя Найджела Бэлчина «Маленькая задняя комната»

ВОСЬМОЕ МЕСТО: Мельвиль

  • Армия теней (L'Armée des ombres) – Жан-Пьер Мельвиль, 1969
  • Второе дыхание (Le Deuxième Souffle) – Жан-Пьер Мельвиль, 1966

Еще один любимый режиссер и два его фильма с Лино Вентурой и Полем Мёриссом.

ДЕВЯТОЕ МЕСТО делят два великих фильма:

  • Набережная туманов (Le Quai des Brumes) – Марсель Карне, 1938
  • Похитители велосипедов (Ladri di biciclette) – Витторио де Сика, 1948

Жан Габен и Мишель Морган во Франции – и душераздирающая история из послевоенной Италии.

«Набережная туманов»
«Набережная туманов»

ДЕСЯТОЕ МЕСТО (и это еще не конец!) разделили:

  • Ночь охотника (The Night of the Hunter) – Чарльз Лоутон, 1955
  • Туз в рукаве (Ace in the Hole) – Билли Уайлдер, 1951
  • Симеон-пустынник (Simón del desierto) – Луис Бунюэль, 1965
  • Jimi Plays Monterey & Shake! Otis at Monterey (выступления Джимми Хендрикса и Отиса Реддинга на фестивале в Монтерее в 1967 году)

Эти три выдающихся фильма и концертные записи для Аки связаны множественными невидимыми нитями.

Роберт Митчум в фильме «Ночь охотника»
Роберт Митчум в фильме «Ночь охотника»

ОДИННАДЦАТОЕ МЕСТО вместо бонуса

  • Это – Spinal Tap! (This is Spinal Tap) – Роб Райнер, 1984

(Культовое кино в жанре мокьюментари / псевдодокументалистики. Представляет собой пародию на хэви-метал-группы)

Как вам такая подборка фильмов? Пишите ваши мысли в комментариях.

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡