Собор Премудрости Божией - Святая София - был заложен в Константинополе в 532 году императором Юстинианом. Он задумывался как главный Храм державы Ромеев, то есть Восточной Римской империи, позднее прозванной историками Византией. Хотя, собственно, никакой другой римской империи в ту пору уже не существовало. Собор еще строился, а имперские войска вошли в Рим, освобождая Италию от готов. Юстиниан, пусть и на короткое время, восстановил единство старой империи. Кстати, в Константинополе тогда многие еще говорили на латыни. Святая София стала фактически главным Храмом христианского мира. Символом могущества Империи. Юстиниан не скупился. На строительство была брошена большая часть государственных доходов в течение нескольких лет. В итоге ушло три годовых бюджета Византии. Церковь построена в новом для того времени стиле. Купольная базилика. Высота Собора - 55 метров, диаметр купола - 31 метр. В течение тысячи лет это был самый большой Храм христианской цивилизации. Только клир собора насчитывал шестьсот человек. В 9-м веке Церковь украсили мозаикой.
В 1453 году, сразу после взятия Константинополя турки обратили собор в мечеть, которая, в свою очередь, на 500 лет стала главным культовым сооружением Османской империи. Мозаики были скрыты под слоем штукатурки, так как в исламе действует запрет на изображение живых существ. В 30-х годах прошлого века по декрету первого президента Турции Ататюрка, заложившего основы светского развития страны, здание собора Святой Софии стало музеем. Турции превращалась в светское государство. Со временем мозаики Айя-Софии были очищены от штукатурки. Сейчас Храм сочетает в себя как христианские, так и исламские элементы. Музей является главным туристическим объектом не только Стамбула, но и всей Турции. Вход платный. 100 турецких лир. Около 15 долларов. В год музей посещают более трех миллионов туристов. То есть он приносит Турции не менее 40 миллионов долларов. Когда Святая София будет обращена в мечеть, посетителей придется пускать бесплатно в определенные часы между молитвами. И турецкие власти уже намекают, что готовы на это пойти. Но режим посещения изменится. К примеру, как в Голубой мечете, недалеко от Собора, - отмечает историк Марат Сафаров.
САФАРОВ : «Если придерживаться официальных трактовок, которые турецкий суд выдвинул и о чем говорят на протяжении длительного времени - вот есть рядом знаменитая Голубая мечеть. Она действующая, но в тоже время посещается туристами, она музей. Вот примерно по такой же схеме предполагается, что и Святая София будет работать».
Но что будет с мозаиками? Могут ли их опять заштукатурить? Или скрыть от глаз каким-либо другим образом? Этот вопрос обсуждаются на протяжении всех последних лет, пока в Турции шла дискуссия о превращении музея в мечеть. И поводы для беспокойства есть, - отмечал ранее религиовед Роман Силантьев.
СИЛАНТЬЕВ: «Там сохранились остатки мозаики. Если храм опять переделают в мечеть, то есть основания полагать, что их закроют. Для христиан станет затруднительным посещение этого храма православными христианами и христианами вообще».
Каким образом решится вопрос с мозаиками, пока не ясно. Но можно посмотреть на похожие случаи. Ведь Святая София по сути завершает процесс обращения турецких музеев в бывших христианских храмах в мечети. Такая участь уже постигла базилику Святой Софии в Никее, - 6 века. Там когда-то проходил Седьмой Вселенский Собор. В прошлом году суд отменил, решение еще 40-х годов о превращении в музей мечети Карие. Это бывший православный монастырь с церковью Христа Спасителя. С фресками и мозаиками 14 века. Также одна из главных достопримечательностей Стамбула. Храм, впрочем, пока все еще функционирует как музей. И его росписи не закрыты. В отличие от другого музея, обращенного в мечеть. Это трапезундский (то есть теперь трабзонский) Софийский Собор - 13 века, с фресками того же времени. Сейчас здание является одновременно и музеем, и мечетью. Причем для туристов открыта лишь малая часть Храма. А главные фрески в мечети теперь скрыты от глаз пластиковым потолком, чтобы не смущать мусульман во время намаза. Мозаики на полу закрыты коврами. Правда, обсуждается компромиссный вариант. Открыть фрески, а на время молитвы с помощью прожекторов создавать специальный эффект, что бы роспись была не видна.
Борис Бейлин. Вести ФМ.