Ни сотрудники международного отдела ЦК КПСС, ни специалисты по Среднему Востоку, включая разведчиков Комитета Государственной Безопасности (КГБ) и Главного разведывательного управления (ГРУ) Министерства обороны СССР, вплоть до сентября 1979 года не знали истинных причин раскола в высших эшелонах власти в Афганистане.
Информация о намерениях группировки "Хальк" во главе с Хафизуллой Амином к вооружённому выступлению против другой группировки во главе с Бабраком Кармалем была получена резидентурой КГБ в Кабуле и доложена в центр. Начальник разведки В. Крючков информировал ЦК КПСС. Крючков предлагал следующий план действий: резидентуре КГБ в Кабуле незамедлительно встретиться с руководителем Народной Демократической Партии Афганистана (НДПА) Мухаммедом Тараки и высказать ему мнение Москвы о нежелательности каких-либо вооружённых авантюр.
Экстренная встреча с Тараки состоялась на вилле корреспондента ТАСС в Кабуле. В ответ на наше предложение Мухаммед Тараки сказал: "В армии Афганистана у меня есть преданный, надёжный, верный ученик и товарищ Амин". И предложил своим советским друзьям встретиться с ним.
И вскоре, соблюдая все правила конспирации, сотрудники КГБ стали регулярно встречаться с Амином на вилле представительства ТАСС. На этих тайных встречах Амин рассказывал о членах своей группировки "Хальк" и приносил списки - это были военнослужащие афганской армии. Их насчитывалось примерно трёхсот военнослужащих.
В ночь с 25 на 26 апреля 1978 года "великий вождь" Тараки был арестован спецслужбами Мухаммеда Дауда (Президент Афганистана, который в 1973 году сверг короля Захир Шаха с помощью одного танкового полка). Появился повод для революции. Помимо Тараки в тюрьме оказались и многие другие, в том числе и Бабрак Кармаль. А вот Амина в ту ночь не сразу забрали в тюрьму, оставив на несколько часов под домашним арестом. Этого оказалось достаточно, чтобы собрать партийных соратников и офицеров связи и дать им указание о начале вооружённого выступления утром 27 апреля. Это станет началом Апрельской революции.
Хотя вооружённый переворот осуществили боевики Амина, не обошлось и без помощи военной организации, возглавлявшейся до революции Мир Акбаром Хайбаром. О её существовании КГБ почти ничего не знало.
Только спустя некоторое время заведующий афганским сектором Международного Отдела ЦК КПСС Николай Симоненко придёт к выводу о том, что если Амина не остановить, то в Афганистане прольётся много крови. Советскому Союзу пришлось ввести ограниченный контингент советских войск. Всё правильно! (зачем, нам, на юге нашей страны американские военные базы). Что произошло потом - знаю все.