Найти тему
О Москве нескучно

Кутузовский проспект: мучительное соединение с центром города

Оглавление

В чём была главная сложность при строительстве моста? Правда ли, что он мог стать изогнутым? Почему площадь около моста со стороны Нового Арбата сделали уже практически на мосту? А также - действительно ли изначально мост назвали в честь проспекта, которого даже не существовало? Об этом и не только расскажу сегодня.

Мост в никуда

О том, как соединить будущий Кутузовский проспект с центром города, задумались ещё в 1935 году, когда только начинали проектирование. Перед строителями стояла непростая задача - магистраль должна была дойти до Москвы-реки в районе Дорогомиловской излучины. Это один из самых крутых поворотов главной водной артерии столицы в черте города.

Карта Москвы в том месте, где потом появится мост. Во-первых, крутой поворот реки, во-вторых, на месте будущего Нового Арбата переулки.
Карта Москвы в том месте, где потом появится мост. Во-первых, крутой поворот реки, во-вторых, на месте будущего Нового Арбата переулки.

Кроме того существовала и другая трудность. В то время ещё не было Нового Арбата, поэтому за рекой располагались многочисленные узкие, извилистые переулки. Мост туда явно не вписывался. В 1930-х инженеры предлагали несколько проектов.

Во всех вариантах мост дополняли многочисленные декоративные элементы: пропилеи, обелиски, арки. Даже для того времени это было слишком. Поэтому все проекты подверглись серьёзной проверке и критике. В итоге победил вариант Александра Власова и Николая Колли. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, поэтому о благоустройстве пришлось забыть.

Всё кривое мы исправим

Вернулись к идее строительства моста только в 1950 году. О том, что до Войны утвердили какой-то проект, никто уже и не вспомнил. Решили проводить новый конкурс. Победителями выбрали вариант М.С. Руденко и К.Н. Яковлева. Несмотря на то, что к архитектуре сооружения у комиссии изначально были претензии, в проект позволили внести исправления, чтобы его утвердить. Просто остальные варианты были намного хуже, поэтому проверяющие инстанции приняли такое решение.

Строительство Новоарбатского моста, 1955-1956.
Строительство Новоарбатского моста, 1955-1956.

Однако главной проблемой для строителей стала не #архитектура моста, а его расположение. Как я уже писал ранее, Нового Арбата в те годы не существовало. Однако в планах он был и с будущим мостом пересекался в очень неудачном месте - практически над водой. Чтобы этого избежать, требовалось изогнуть эстакады моста дважды, чтобы получилась буква "S".

Строительство Новоарбатского моста, 1957.
Строительство Новоарбатского моста, 1957.

Конечно, это было, во-первых, неудобно, а, во-вторых, некрасиво. Пришлось объединить площадь и мост в одно сооружение. Её восточная сторона осталась такой, как и была, а центральную и западную часть пришлось поднимать на уровень моста с помощью насыпного грунта и железобетонных перекрытий. Образовавшееся пространство использовали для двухэтажных гаражей.

Вид на площадь, мост и гостиницу "Украина", 1957-1959.
Вид на площадь, мост и гостиницу "Украина", 1957-1959.

Интересно, что автомобильное движение по площади изначально хотели сделать круговым. В центре планировали оставить открытую часть. Через неё в гаражи должны были попадать свет и воздух. Но в итоге от идеи отказались.

Кутузовский закончен

Из-за всех сложностей, полноценно работы удалось начать только в 1954 году. Строительство моста продлилось до 1957. Посколько времени было много, то и сам проект немного пересмотрели. В команду к Руденко и Яковлеву добавились другие инженеры и архитекторы. Они разработали сразу несколько вариантов моста.

Вид на Новоарбатский мост из гостиницы "Украина", 1978.
Вид на Новоарбатский мост из гостиницы "Украина", 1978.

В итоге выбрали трёхпролётную конструкцию. Никаких декоративных элементов здесь нет. Разве что лестницы, которые спускаются на набережную. Зато мост получился довольно широким - 43 метра (из них 34 - это проезжая часть). Как раз под стать будущему проспекту.

Новоарбатский мост и Новый Арбат (Пр. Калинина), 1978.
Новоарбатский мост и Новый Арбат (Пр. Калинина), 1978.

Пока Нового Арбата ещё не было, отрезок от моста до Садового кольца числился за Кутузовским проспектом. А сам мост изначально получил название "Калининский". Это было немного странно, пока не появился одноимённый проспект в 1963 году. Таким образом облик Кутузовского стал завершённым. Он превратился в полноценную магистраль. Сейчас мост называется Новоарбатский, также, как и раньше, в честь улицы, которую завершает (#новый арбат ).

Новоарбатский мост в 2013 году.
Новоарбатский мост в 2013 году.

Несмотря на то, что мост строили довольно долго и тщательно, он оказался не таким уж и прочным. Уже к началу нулевых часть конструкции начала "проседать", то есть снизилась грузоподъёмность. Поэтому пришлось делать ремонт, который завершился в 2004 году.

На этом я завершаю цикл статей об истории Кутузовского проспекта Москвы. Если вам интересно прочитать предыдущие, то переходите по ссылкам ниже:

Кутузовский проспект: от деревенских пейзажей до сталинских домов

Кутузовский проспект: как строили площадь Победы?

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!