В музеях крайне много статуй, и все они... Голые. Сегодня я хочу немного рассказать о древнегреческой скульптуре а также о том, почему греки изображали людей обнаженными.
Начало истории
Многие думают, что греки изображали людей обнаженными, что скульпторы воспевали женскую красоту в ее первозданном виде, но все не так просто.
В период Архаики (один из древнейших этапов развития греческой культуры) женщины всегда были одеты. Статуи, изображающие женщин назывались корами — девушками, охраняющими вход в храм Афины. Они на первый взгляд очень похожи друг на друга, но драпировки и многочисленные детали придают их фигурам индивидуальность. Позы были простыми, драматичностью и не пахнет. Скорее широкая улыбка статуй вызывает смешанные чувства.
На самом деле, «архаическая улыбка» отражала божественную радость, гармонию, идеал.
Космос — вечный порядок
Космос был весьма важен для древних греков. И под этим словом тогда подразумевалось не безвоздушное пространство за пределами атмосферы, а что-то более философское: гармония, упорядоченность, красота, пропорциональность. Поэтому понятие красоты было гораздо шире в Древней Греции, чем в наше время. Человек мог считаться красивым не только потому, что у него пропорциональное тело и приятные черты лица, но и потому, что он ведет правильный образ жизни, развивается, поступает по совести.
В скульптуре же греки пытались найти идеал: красивое тело и душу. Скульптор Поликлет написал трактат «Каноны» - по нему определялись пропорции изваяния. Также его скульптура «Копьеносец»(«Дорифор») стала иллюстрацией трактату.
Период Классики — время поиска идеального тела — оболочки для высокой души. Греки строят свои произведения по правилам пропорций, чтобы все соответствовало законам анатомии и физики. В идеале люди ищут гармонию.
Настают мрачные времена, упадок городов-государств вселяет в людей растерянность. Это отражается и в скульптуре. Фигуры становятся драматичными, динамичными, наполненными эмоциями.
Синтез с Востоком
Поздний этап развития греческой культуры — эллинизм. Наверное все знают скульптуру Лаокоон и его сыновья (а если не знают, то точно видели). Драматизм достиг апогея: изломанные позы, искривленные в муке и боли лица, полет ткани. Также в скульптурах эпохи эллинизма отразились восточные черты: орнаментальность, пышность, декоративность. Но поиски идеала красоты продолжались.
Думаю, одним из ключевых мифов можно назвать миф о гермафродите — человеке, сочетающем и женские, и мужские черты.
В чем смысл?
Что будет, если совместить самые прекрасные женские черты с лучшими мужскими и добавить немного неги востока? Получится Гермафродит эпохи Эллинизма. Именно в этот период, кстати стали появляться бесчисленные статуи Венеры и Афродиты (в том числе Венера Милосская). Художники и скульпторы пытались найти тот образ, который достоен звания поистине прекрасных. А Гермафродит мог сочетать, казалось бы, несочетаемое. В попытках совершить этот синтез и прошли века.
Искусство усложнялось, становилось более разноплановым и многогранным. Пути и способы, которыми греки пытались дойти до идеала менялись вместе с эпохой. Но нагое тело, как может казаться, не просто прихоть или пикантная задумка, это часть идеологии и древнегреческой философии. В Греции существовал культ красивого тела. Мужчины и женщины занимались спортом, чтобы приблизится к совершенству, а скульптуры показывали, как это самое совершенство выглядит. Мне это кажется довольно вдохновляющим. А что думаете вы? Пишите в комментариях!
Если вам понравилась статья, читайте также о скандале с древнегреческим скульптором Праксителем и не забывайте подписываться на канал!