Найти в Дзене
-Вечно живы-

Первый боевой вылет

Володя Забелин с детства мечтал стать летчиком. Не было в 30-е годы профессии более популярной и желанной для пылких юношеских сердец. В 40-м году, учась в 10-м   средней школы, прошел   медицинскую и мандатную комиссию, и поступил в Сталинградский аэроклуб. Успешно окончив курс обучения на «ПО-2» (более известный как кукурузник) Владимир Забелин поступил в Батайскую авиационную школу под Ростовом. Тогда ему казалось, что счастливее нет человека на земле, ведь Батайская школа готовила не просто пилотов, а летчиков- истребителей. «Для меня тогдашнего 19-летнего парня, - вспоминает Владимир Николаевич, - летчик-истребитель был чем-то недосягаемым, о такой профессии можно было только мечтать. А я ни экзаменов не сдавал, никаких комиссий не проходил – меня зачислили еще до приезда в Батайск, по направлению нашего Сталинградского аэроклуба. Поэтому радости моей не было предела». В конце мая 41-го примерно 250 курсантов авиашколы, прошедшие теоретический курс, были направлены в расположение

Володя Забелин с детства мечтал стать летчиком. Не было в 30-е годы профессии более популярной и желанной для пылких юношеских сердец. В 40-м году, учась в 10-м   средней школы, прошел   медицинскую и мандатную комиссию, и поступил в Сталинградский аэроклуб. Успешно окончив курс обучения на «ПО-2» (более известный как кукурузник) Владимир Забелин поступил в Батайскую авиационную школу под Ростовом. Тогда ему казалось, что счастливее нет человека на земле, ведь Батайская школа готовила не просто пилотов, а летчиков- истребителей. «Для меня тогдашнего 19-летнего парня, - вспоминает Владимир Николаевич, - летчик-истребитель был чем-то недосягаемым, о такой профессии можно было только мечтать. А я ни экзаменов не сдавал, никаких комиссий не проходил – меня зачислили еще до приезда в Батайск, по направлению нашего Сталинградского аэроклуба. Поэтому радости моей не было предела».

В конце мая 41-го примерно 250 курсантов авиашколы, прошедшие теоретический курс, были направлены в расположение 7-й эскадрильи изучать самолет «И-16» на практике. У каждой эскадрильи тогда были небольшие аэродромы, где у курсантов проводились учебные полеты. На одном из таких Владимир Забелин и встретил войну:

- Я в это время был в наряде. Помню, услышал гул самолетов, а затем свист падающих на наши ангары бомб. Все вокруг полыхало… Нас немедленно посадили в эшелоны, и направили в Закавказье, в город Евлах. Добирались мы долго, суток двадцать. Пока ехали по железной дороге, нас немцы тоже бомбили, но Бог миловал. В Евлахе мы в ускоренном порядке учились летать, враг поджимал, стране нужны были летчики-истребители. В это время немцы в район Закавказья перебросили свои специально подготовленные для войны в горах дивизии типа «Эдельвейс», вооруженных до зубов легкоподьемным современным оборудованием. Они заняли господствующие высоты и стали нас выкуривать. А у нас на вооружении винтовки 1891 года выпуска и небольшой боезапас. Мне повезло, я попал в число тех курсантов, которых оставили обучаться дальше, а большинство кинули на дивизию «Эдельвейс». Там было много моих друзей, но мало кто из них остался в живых…

Все курсанты Батайской авиашколы рвались на фронт. Несмотря на то, что все знали, как страшно на передовой, желание поскорее оказаться там, было огромным. Но, когда, курсант Забелин окончил школу, его отправили не на фронт, а в запасной полк под Тбилиси на должность инструктора, где он обучил азам летного дела более двухсот летчиков.  

Свой первый боевой полет Владимир Николаевич совершил в 1944 году в Польше в составе знаменитой «грузинской» четверки. В 44-м году грузинские власти обратились к Сталину с почином, дать им возможность построить боевые   самолеты ЯК-3 на свои средства. Когда получили разрешение, было закуплено 4 подарочных самолета грузинского авиазавода. Все они были ярко расписаны - «За Родину!», «За Сталина!», «За Победу!», «Вперед на Запад!» и младшему лейтенанту Забелину посчастливилось стать одним из этой четверки. Когда был назначен день отлета самолетов на линию фронта, в Польшу, собралось все грузинское начальство.

В Польше Владимир Забелин совершил двадцать боевых вылетов. В одном из них он сбил немецкий «Фокке-Вульф». После польской боевой командировки Забелин вновь вернулся в запасной полк в Грузию, где и встретил Победу.

- На рассвете 9-го мая у нас в полку началась страшенная стрельба. Стреляли из всех видов оружия – из пушек, пулеметов, ракеты взлетали. Кто-то услышал по радио о Победе и сразу стали стрелять из всего, что могло стрелять. Это был самый запоминающийся салют – салют Победы!

Владимир Николаевич Забелин – полковник в отставке, бывший начальник службы безопасности полетов 76-й Воздушной Армии. Участник Великой Отечественной войны, сбил один самолет противник Участник войны в Корее, где совершил 72 боевых вылета,провел 39 боев, сбил 9 самолетов противника. Награжден орденом «Красной звезды», орденом Ленина,медалями «За боевые заслуги». Был представлен к званию Героя Советского Союза.

Записала Альбина Скородумова.