Привет! Давай знакомиться! Я Ирина, родилась в начале 80-х и я дочь шахтёра. Родилась я в СССР. Не могу сказать, как жилось взрослым в Советском союзе, мне, ребенку, жилось прекрасно. Не знаю, чем это обусловлено в большей степени, тем, что детство прошло в советском союзе или тем, что мой папа был шахтёром.
Для тех, кто рождён в 90-х и дальше, поясню, что значит иметь отца-шахтера. Люди этой профессии в то время имели доход, который превышал средний заработок минимум раз в 5. У нас с братом, у одних из первых, появлялись новые игрушки и игры. Все, наверное, помнят игровую приставку Dandy, в которую играли не только все дети двора у тебя в гостях, но и взрослые по ночам. Несмотря на это, ни я, ни брат не были избалованными детьми.
Я выросла в прекрасной, можно даже сказать эталонной в каком-то смысле, семье. Папа - добытчик, главный в доме, его слово всегда крайнее, без него не начинаются семейные трапезы и когда он спит с ночной смены, все ведут себя, как мышки. Мама - хранительница домашнего очага, которая создаёт уют, бесподобно готовит, занимается детьми и при этом всем выглядит, как королева. Ну и двое счастливых детей, я и мой старший брат, с которым в детстве мы частенько спорили и даже дрались, любя при этом друг друга безгранично.
Моё детство проходило не то чтобы в розовых очках, я бы сказала, оно было в розовом скафандре. Родители настолько оберегали меня от потрясений взрослой жизни, что я не могла себе представить, что в жизни может быть как-то сложно и тяжело.
Моя безоблачная жизнь закончилась в 12.
Это был 1991 год, переломное время для нашей страны и этот перелом серьезно повлиял на шахтёров, были многомесячные задержки зарплаты, забастовки, родителям приходилось искать варианты, как прокормить детей (об этом я узнала спустя много лет, в то время жизнь моя была беззаботной).
В поисках лучшего выхода из сложившейся ситуации, родители приняли решение о переезде из Башкирии ближе к родственникам в центральную Россию. Была продана хорошая по тем меркам 3-х комнатная квартира с большой лоджией, точнее был обмен на "восьмерку" (3-х дверная Lada 2108) с доплатой. На эту доплату родители смогли купить дом в деревне, близко к родственникам, и обеспечить жизнь примерно месяцев на 6.
Переезд очень ярко отложился в моей памяти. Стоит уточнить, что я родилась в городе и до этого момента в деревне не бывала. Не могу сказать, что это было каким-то преимуществом или недостатком, но моё сознание отличалось от сверстников, выросших в той деревне. В тот момент для меня было многое удивительно и познавательно. В первый же день мой двоюродный младший брат предложил показать мне корову, которую они держали, и я с восторгом согласилась, раньше я видела коров только в книгах и по телевизору. После похода в сарай, где была корова, от которой не очень приятно пахло, но все же она меня впечатлила, мои белые кроссовки можно было выкинуть. Так в моем гардеробе впервые появились резиновые сапоги, надобности в которых раньше не было.
Это был конец августа. Дальше мне предстояло пойти в новую школу, познакомиться с новыми одноклассниками (если не ошибаюсь, класс был 13 человек, в сравнение, в предыдущей школе было около 30). В этой школе не было параллельных классов, как во всех городских школах, и сама школа представляла из себя одноэтажное небольшое здание. Как показала жизнь, размер и месторасположение школы не всегда имеет значение, к этому еще вернёмся.
Надо сказать, что мне с 1 класса повезло с прекрасными учителями и одноклассниками. И здесь у меня был замечательный, дружный класс и необыкновенный классный руководитель (к ним мы тоже еще вернемся).
Ну а я, тем временем, узнавала жизнь с другой стороны, сняв розовый скафандр.
В то время с работой было достаточно тяжело. Отцу приходилось работать, кем придется, от водителя газели до грузчика и таксиста. Мама всеми силами старалась ему помочь, работала продавцом в местном магазине и даже научилась гнать самогон, чтобы продавать его местным любителям "горяченького". Родители завели хозяйство: держали корову, поросят, кур. Научились управлять им и надо сказать, это у них получалось очень достойно. Кроме того, что у нас были свои яйца, молоко и мясо, это еще приносило доход от продажи мяса на рынке. К хозяйству меня не подпускали, мама говорила: "Иди учи уроки, это не для тебя." Но вот с папой стоять на рынке, продавать мясо мне очень нравилось. Тогда уже проснулся во мне продажник.
В то время ко мне пришло понимание, что для жизни нужны деньги. Тогда же я впервые услышала от родителей фразу: "Нет денег."
Это было непростое время в жизни моей семьи. Брат, закончив школу, поступил в хороший ВУЗ и быстро его бросил, то же самое произошло с техникумом, после чего он ушел в армию, куда хотел и эту причину озвучил, когда завершил учёбу.
Мама стойко держалась, но сильно переживала в этот период, и из-за брата, и в целом из-за ситуации безденежья и безысходности. Папа всеми силами старался найти источники дохода, соглашаясь на любые варианты.
Был такой период, когда я все лето проходила в одних брюках и двух рубашках брата, просто потому, что у меня не было других вариантов, не было другой одежды и возможности ее купить.
В этот период мама сама пекла хлеб и длительное время мы питались одной гречкой (видимо, не мы одни, т.к. в момент угрозы ЧС люди начинают скупать именно эту крупу).
Дом, который родители купили при переезде, находился в 3,5 километрах от школы (это были соседние деревни). Первое время папа нас с братом возил в школу на машине, но потом она начала часто ломаться, а возможность ремонта закончилась. И в школу приходилось ходить пешком. Дорога занимала минут 30-40.
Однажды зимой я вышла в школу, брат тогда уже учился в вузе, а снега намело так, что дорога сравнялась с полями, которые лежали по обеим сторонам и высота снега была выше колена. Чтобы пройти по таким сугробам, надо было высоко шагая, пробираться через снег. В тот день я шла и плакала, задавая вслух в полный голос вопрос тому, кто сверху все решает: "Почему я здесь? За что мне это?" А еще тогда я просила у него помощи, чтобы справиться.
Бывали такие дни, когда я выходила в школу, и в это время какой-нибудь сосед на "Зиле" или "молоканке" (машина с бочкой, в которой перевозят молоко) ехал на работу, он собирал всех детей в кузов или на подставки этой молочной бочки и так мы быстро добирались до школы. Надо сказать, не самый безопасный способ.
Несмотря на сложности, которые преподносила жизнь, я всегда была занятым ребенком. Уходила в школу рано утром, а возвращалась порой часов в 6-7 вечера. У меня было много дел: музыкальная школа, в которую надо было ездить на автобусе в районный центр, литературный кружок, бальные танцы, шахматы (по ним, кстати, у меня 1 место в школе), участие во всех возможных мероприятиях, постановках, выступлениях. В 8 классе я заработала свои первые деньги: нам с подружкой доверили вести танцы у младших классов, как внеклассное занятие, и оплачивали эту работу. Я была очень собой горда.
Вообще, учить кого-то мне нравилось с детства, во что это вылилось дальше увидим. Будучи ученицей 1 класса, я сажала детей младше себя и учила с ними буквы, цифры, писала слова, простые примеры. Так двое детей были подготовлены к школе.
В веренице школьной занятости у меня нашлось время и для первой любви. Это был мальчик из класса на год старше. Он был из "хорошей компании".
Вообще, для понимания ситуации, надо отметить, что все местные дети делились на несколько категорий. К "хорошей компании" относились те, кто был из "хороших" по местным меркам семей, в которых родители работали или занимали какие-то высокие должности, или руководили бизнесом, не употребляли алкоголь. Были ребята "средней категории", у которых не было большого достатка в семье, которые учились средне, какие-то старались не выделяться, а какие-то наоборот привлекали к себе внимание. И была еще категория таких, в семьях которых потерян моральный смысл жизни, да и семьей это сложно назвать, там правит алкоголь и аморальное существование. Таких детей всегда становится жалко, они как ёжики колючие.
В силу, наверное, склада характера мне удавалось найти общий язык с разными детьми, не зависимо от "статуса".
Продолжим о любви... В 9 классе началась история моей первой любви. Это была компания друзей, с которыми мы общались и в новый год были все на местной дискотеке. Так, собственно, в танце все и началось. В нашей компании мы были первой и единственной парой достаточно длительное время. Отношения были очень эмоциональные, бурные, с частыми ссорами и примирениями. Он был достаточно самолюбив и порой эгоистичен, но в том возрасте при отсутствии альтернативы, этого не видно. Через несколько лет, кстати сказать, он стал моим первым мужем и отцом старшей дочери, но об этом, я пожалуй, напишу отдельно).
Так вот эта бурная юношеская любовь не помешала мне закончить школу с серебряной медалью. Должна была быть золотая. Для этого мне надо было прогнуть себя: по двум предметам геометрии и химии выходила оценка между "4" и "5". Учитель геометрии, которую я безмерно уважала, обозначила, что мне нужно написать дополнительную контрольную, которая позволит ей поставить мне "5". В свою очередь учитель химии, которая была женой директора и считала себя королевой, задала мне вопрос: "Ну что, когда ты придёшь уговаривать меня поставить тебе "5"?" На что я не задумываясь ей ответила: "Никогда" и сообщила учителю геометрии, что по химии будет "4" и это уже серебро, не будем тратить время. В итоге же вышло так, что "химичка" поставила "5" без дополнительных работ, а по геометрии уже "4". Но меня это ни капли не расстроило. В тот момент я сделала для себя выводы о том, какие возможно ожидать поступки от людей. Дальше меня ждала новая страница моей жизни - студенческая жизнь!