Найти тему
Русский мир.ru

Руки поют

У 17-летней Анастасии Морозовой рыжие волосы, лучезарная улыбка и гибкие пальцы человека, привыкшего говорить жестами. Она глухая. В октябре прошлого года Настя победила в конкурсе клипов на жестовом языке на портале «Глухих.нет», исполнив песню «Мой рок-н-ролл» жестами. Это не единственная победа юной певицы: в декабре минувшего года Настя заняла первое место за чтение монолога «Небо над Берлином» на творческом конкурсе Artis-2019.

Текст: Мария Башмакова, фото: Андрей Семашко

Настя родилась здоровым ребенком, в 2 года перенесла инфекцию, поразившую спинной мозг, тяжело заболела, перестала ходить и сидеть, потеряла слух. Родители не сразу поняли, что дочь не слышит. Насте сделали операцию – кохлеарную имплантацию. Семья переехала из Ленобласти в Петербург, поскольку девочке требовался особый садик. Сейчас Настя слышит одним ухом «контуры» слов, читает по губам, интонации не ловит. До болезни она ходила в обычный детский сад рядом с домом, занималась танцами, говорила хорошо, читала наизусть стихи.

Болезнь дочери заставила Светлану, маму Насти, всегда быть собранной. Самое трудное было – понять, что делать. После операции девочка долго не говорила. К потере слуха добавились неврологические проблемы.

-2

У Насти выразительные жесты, гибкие тонкие пальцы. Но это сейчас. Раньше, смеется Светлана, пальцы были деревянными. Пришла эта «беглость рук» не сразу: Настя плакала, путала пальцы. Но справилась: память у нее отличная. Жест выучить проще звука, тем более глухому человеку.

НАСТОЙЧИВАЯ И УПЕРТАЯ

Мать и дочь очень похожи: круглолицые, рыжеволосые. А вот характеры и пластика у них разные. Светлана спокойна и сдержанна, Настя чувствительна и ранима. Настойчивая, капризная, упертая, добрая, отзывчивая и трудная – так Светлана характеризует дочь. Настя кивает. Светлана говорит, пошла против родных: никто не хотел делать маленькому ребенку операцию. Она тогда работала на двух работах: швеей и флористом. Рассталась с мужем – отцом Насти.

Мать и дочь очень похожи: круглолицые, рыжеволосые
Мать и дочь очень похожи: круглолицые, рыжеволосые

Садик для глухих детей находился далеко от дома, нужно было будить Настю в 5.30. К 9 утра, когда начинались занятия с сурдопедагогами, девочка клевала носом. Забирать ее приходилось в 8 вечера, и только к ночи мать и дочь добирались домой. Светлане пришлось оставлять Настю в интернате, иначе педагоги не видели перспектив в развитии ребенка. Тогда мать получила права и забирала Настю из школы через день.

Десять лет назад Светлана вышла замуж. Отчим видится с Настей реже из-за несовпадения графиков, и, когда он пытается что-то показать Насте жестами, получается комично. Придумывает жесты сам. Говорит, много денег семья тратит на творчество Насти. Но супруги решили: «Главное – чтобы Настя выросла достойным человеком. Стыдно купить новую машину, но не оплатить репетитора».

Вся неделя у Насти занята уроками и репетициями. А по субботам бывают концерты. Она учится в школе-интернате для слабослышащих детей, куда ездит сама. Там же после уроков посещает музыкальную студию «Слышим сердцем». Раз в неделю мчится на занятия по актерскому мастерству в другой район города.

– Когда говорят, что мамы особенных детей герои, это не так, – считает Светлана. – Ты просто делаешь то, что должен. Операцию Насте сделали в 4 с половиной года. Мы общались очень простыми словами. Рисовали, говорили простыми словами. Поедем в зоопарк? Картинка – туда хочешь? Каток – картинка. Вся квартира была обклеена картинками со словами. Стол, дверь, окно, туалет, окно, кухня, карандаш... Разговоры по душам стали доступны лет с 11–12, когда она смогла вести диалог.

По словам Светланы, жестовые языки Москвы и Петербурга различаются: разные школы, разные диалектные особенности. Даже в Петербурге воспитанники разных школ некоторые жесты могут показывать по-разному. Это приводит к множеству коммуникативных проблем. Например, в Петербурге детей учат говорить по правилам русского: сначала отрицание, потом слово. В Москве принято наоборот. Понимания у школ до сих пор нет. Светлана объясняет, что бытовой жестовый язык отличается от «официального», потому, когда Настя в школе говорит жестами с друзьями, Светлана понять их не может.

Татьяна Николаевна Федосеева работает в школе с глухими детьми 25 лет. Она руководит коллективом "Слышим сердцем"
Татьяна Николаевна Федосеева работает в школе с глухими детьми 25 лет. Она руководит коллективом "Слышим сердцем"

Мать проводит с дочерью много времени, но и у них случаются сложности в понимании друг друга. Светлана знакома с пальчиковой азбукой, но жестов почти не знает, общается с дочерью голосом. У нее отличная дикция, она научилась подбирать простые слова. Жестами Настя говорит с друзьями. То есть владеет двумя языками: русским и русским жестовым. И живет в двух мирах. Заговорить фразами, а не отдельными словами Настя смогла в 7 лет в школе, в этом ей помогло жестовое пение.

РУКАМИ И СЕРДЦЕМ

Татьяна Николаевна Федосеева работает в школе со слабослышащими детьми 25 лет. Она заместитель директора по воспитательной работе и руководит коллективом «Слышим сердцем». У нее сиплый голос человека, который надорвал связки, и «говорящие» руки. За спиной – шкаф с кубками, завоеванными ее подопечными.

– «Синий платочек, идем к зеркалу»! «Поющие руки – 20» – найди мне запись «мир в детских рука-а-а-ах», – интонирует Татьяна Николаевна. – Жест абсолютно четко должен идти со словом.

Пять девочек выстраиваются на сцене для исполнения «Платочка». Фонограмма песни гремит мощно. Это репетиция концерта к 9 Мая. Жестовое пение не сурдоперевод, а пластический перевод текста песни, попытка передать метафору.

– Шире руки! Чем шире, тем красивее! – командует строгая Татьяна Николаевна. – Лиза, включи лицо! Что значит – не хочу? Надо! Руки помягче.

Лиза поет под заунывную фонограмму Татьяны Булановой.

– Я всегда говорю и родителям, и детям: «Кто вам сказал, что вы инвалиды? – объясняет Татьяна Николаевна. – У вас есть руки, глаза, чувство ритма, талант!» Мы сначала изучаем темп, ритм, заучиваем слова, отрабатываем звуки. В жестовом пении главное не руки, они только помогают. Главное – четко и синхронно петь с исполнителем, чтобы в зале никто не понял, что это не ты поешь. Жестовое пение не только перевод и проговаривание слов, но и хореография, пластика. Мы стараемся развивать детей в разных амплуа. Глухой человек намного наблюдательнее слышащего. Глухие очень обидчивы, требуют повышенного внимания.

Светлана шьет костюмы для девочек из "Слышим сердцем", сопровождает на выступлениях, гримирует. Бывает на каждой репетиции
Светлана шьет костюмы для девочек из "Слышим сердцем", сопровождает на выступлениях, гримирует. Бывает на каждой репетиции

Татьяна Николаевна посоветовала Насте двигаться во время выступления. Это девушке давалось сложно: говорить, ходить и сопровождать выступление жестами. Проблемы с речью есть у всех глухих людей, Настя не исключение, но она стала говорить намного лучше после того, как начала заниматься актерским мастерством…

Жестовое пение улучшило дикцию, ведь человек должен знать слова, а значит, уметь артикулировать с правильными ударениями и окончаниями.

В коллектив «Слышим сердцем» Настя попала десять лет назад. Со временем стала участвовать в конкурсах не для инвалидов, а для обычных детей. Настя поет песни Анны Герман, Андрея Петрова, Аллы Пугачевой, военные песни. Сейчас разучивает «Ленинградскую песенку» Андрея Петрова.

Репертуар «Слышим сердцем» – советская эстрада. Современные песни исполняют редко – их трудно перевести. Жестами воспроизводят образ, а не слова буквально. Педагоги объясняют: рассказывать стихотворение глухому ребенку сложнее, чем петь и танцевать.

Светлана бывает почти на каждой репетиции – а они проходят пять раз в неделю, – помогает организовывать концерты «Слышим сердцем», шьет костюмы для выступлений, гримирует.

ЕЕ РОК-Н-РОЛЛ

– Глухие дети не читают, потому что они не понимают обращенной речи, – объясняет Светлана. – У них нет запаса слов. Когда Настя пошла в школу, она знала всего 36 слов. Интереса читать, конечно, не было.

А вот когда увидела жестовое пение, загорелась этим. Припев к первой песне она учила полгода, еще полгода ушло на целую песню. Теперь песню она может выучить за сорок минут и перевести ее на жестовый язык.

Светлана с дочерью читали вместе. Разбирали неизвестные слова. Дошли до этапа, когда Настя подчеркивала их в книжке, а мама объясняла. Но к этому пришли лет в 11. Читали ежедневно Агнию Барто, Носова, Сутеева – всю советскую классику. Жили без телевизора, компьютера. Чтобы не было соблазнов.

Сейчас Настя читает много. Ее любимая книга – «Поллианна» Элинор Портер. С книгами непросто: нужен запас слов, а чтобы он был, нужно читать книги. Те, кто может разорвать порочный круг, преодолевают и проблемы с коммуникацией.

После одиннадцатого класса выпускники интерната получают аттестат девятого класса. В Настиной школе, объясняет Светлана, требований к ученикам меньше, чем в общеобразовательной: в школе есть отделения в зависимости от здоровья ребенка. Настин класс почти не пишет сочинения. А Настя учится писать сочинения, занимается математикой и русским с репетитором. Она должна учиться тринадцать лет, чтобы получить аттестат за одиннадцатый класс. Сейчас Настя в десятом, в следующем году, в 18 лет, она получит аттестат девятого класса, потом поступит в вечернюю школу на год. Затем планирует год готовиться к ЕГЭ по общеобразовательной массовой программе. А поступить Настя мечтает в ГИТИС или в Российскую государственную специализированную академию искусств – изучать актерское мастерство. Вузов, где могут учиться люди с инвалидностью, больше нет. Кстати, на первом курсе театрального отделения московской специализированной академии искусств учится молодой человек Насти – Константин. Он тоже выпускник школы-интерната №33 Выборгского района, где сейчас учится Настя.

У глухих людей особое интонирование, вернее, его нет, что понятно, ведь у них нет слуха. Это как рисовать вслепую. Девушка объясняет, что ей хотелось записать песню «Дороги любви» из фильма о гардемаринах. Идея клипа возникла два года назад

– Наш друг Василий, оператор-постановщик, подумал: почему бы не снять для Насти клип? – рассказывает Светлана Морозова. – Вася с режиссером подумали о «Дорогах любви», но решили: получится нечто «сопливое» и слезливое. Василий предложил «Мой рок-н-ролл» и сюжет о девушке из богатой семьи, влюбленной в скромного романтика. Финал специально задумали «открытым», чтобы каждый человек мог придумать свой. Съемки проводились в Павловске, Железнодорожном музее, в депо станции, в замке Бип. Снимали полгода, при разной погоде. Все было согласовано. Нас пускали бесплатно, актеры снимались бесплатно. Переводить песню «Би-2» было очень сложно, это сделала Татьяна Николаевна. Группа «Би-2» дала разрешение на использование песни. Мы им показывали сценарий клипа, предмонтаж и готовый клип – он им очень понравился. Мы набрали более 5 тысяч голосов. Поддержали друзья и их знакомые, подписчики в инстаграм.

В студии Настя была единственным участником с особенностями здоровья. В сентябре к ней присоединилась подруга Даша
В студии Настя была единственным участником с особенностями здоровья. В сентябре к ней присоединилась подруга Даша

Клип «Мой рок-н-ролл» – дебют Насти как актрисы и певицы жестами на камеру. Вместе с Настей в нем снимался и Костя: для этого ему приходилось приезжать из Москвы ночным поездом в Петербург, днем работать, а потом возвращаться обратно в столицу.

«СИНЯЯ ПТИЦА»

В 17 часов заканчиваются репетиции жестового пения в школе. Раз в неделю Светлана везет Настю в другой район города – на репетицию в Детском музыкальном драматическом театре «Синяя птица». Четыре года назад Настя прошла кастинг для участия в музыкальном спектакле «Оскар и Розовая Дама». Там Настя познакомилась с девочками из «Синей птицы», куда и пришла заниматься, пройдя прослушивание. С педагогом, говорит Светлана, повезло. Насте очень не хватало актерского мастерства. Сейчас девушка не готова сказать, что ей ближе – актерское мастерство или жестовое пение, настолько одно связано с другим.

У Насти есть слышащие друзья детства. У них она всегда может переспросить непонятное. В «Синей птице», где она никого не знала, пришлось нелегко. Екатерина, педагог актерского мастерства, говорит, что до недавнего времени в студии Настя была единственным участником с особенностями здоровья, в сентябре к ней присоединилась подруга Даша. Она тоже не слышит. Насте пришлось нелегко, но характер у девушки волевой и трудолюбивый. Педагог считает, что Настя усидчивее и усерднее, чем многие другие дети, стойко преодолевает кризисы.

– В первый год обучения я молчала, – вспоминает Настя. – Мне там трудно, ведь в «Синей птице» занимаются обычные дети, я не могу переспросить жестами. Педагог мне сказала: может, ребята боятся меня? В первый год я хотела уйти из коллектива – было очень сложно.

Потом Настя заболела и решила: раз в коллективе с ребятами нет дружеской поддержки и общения, то лучше уйти. Но, как говорит педагог, в итоге Настя «поменяла траекторию движения»: стала чаще подходить к одногруппникам. Ее втянули в рабочий процесс. И времени на рефлексию не осталось.

Жестовое пение — пластический перевод текста песни, попытка передать метафору. И это надо заучить
Жестовое пение — пластический перевод текста песни, попытка передать метафору. И это надо заучить

– Видимо, боясь, что их ранят, глухие никогда не подойдут первыми, даже если им очень интересно. Знакомиться, здороваться первыми – нет. Я заметила это в школе. Борюсь с Настей в этом, – говорит Светлана.

Татьяна Николаевна — педагог пламенный и эмоциональный
Татьяна Николаевна — педагог пламенный и эмоциональный

Преодолевать робость с незнакомыми людьми у Насти получается не всегда, с неслышащими общаться легче. Девушку очень ранит, когда слышащие отмахиваются от нее, если она что-то просит объяснить. Были и неприятные моменты, когда прохожие отмахивались от девушки с затрудненной речью.

НА СВОЕМ ЯЗЫКЕ

Десять подростков садятся в полукруг. Екатерина спрашивает, каким запомнился вчерашний солнечный день. Они выхватывают ассоциации, вспоминают, Настя отвечает третьей. Затем следуют задания. Одно из них – представить себя домом и сочинить этому дому свою историю. Звучит музыка, но ее, понятное дело, услышать могут не все. Настя гибко и осторожно выстраивает свой «дом». Она совсем другая на актерском мастерстве – строгая, сосредоточенная, объясняет непонятное своей подруге Даше. Свой «дом» она достроить под музыку не успела, но решила: быть ему – бумажным.

– Характер звуков Настя чувствует лучше, чем слышащие дети. То ли это сила воображения, то ли еще что-то, хотя она не все может воспроизвести. Дети вместе готовят этюды, Настя может отвечать чуть дольше. Проблем в этом нет, – говорит Екатерина.

В студии у Насти увеличился словарный запас. И она стала щеголять новыми словами. Глухие и звонкие звуки Насте пока не даются, но дикция улучшилась.

Настя приносит тетради с заданиями педагога – там ее рисунки и стихи с расставленными ударениями. Дело в том, что интонирование – сложный нюанс, доступный не всем людям и с нормальным слухом, а для глухих он особенно труден. И понижение, и повышение интонации, а также ударения приходится зубрить. Когда Настя нервничает, начинает глотать окончания. Жесты ей ближе.

СЛОВАРЬ МЕЧТЫ

Летом Настю пригласили консультантом по жестовому языку на съемки фильма о Шерлоке Холмсе. Девушка вспоминает: сложно было переводить диалоги на язык жестов – много устаревших, незнакомых слов. Часто спрашивала у мамы, потому что из-за проблем с Интернетом нельзя было «погуглить». Например, в жестовом языке нет слова «кучер». Видео с жестами Настя присылала педагогу Татьяне Николаевне, чтобы избежать ошибок. Эта работа длилась все лето. Насте опыт понравился, несмотря на сложность.

Настя стремится к актерскому будущему, а ее мама с подругой Евгенией заняты проектом интерактивного словаря жестового языка для подростков, выкладывают видео в инстаграм. «Одно дело понимать слова на языке жестов и другое – уметь это показать», – говорит Светлана. Так появилась идея словаря языка жестов, который могут освоить слышащие люди.

– Сейчас время онлайн-обучения, и мы делаем видео в нормальном темпе и замедленном, – рассказывает она. – Я поначалу чувствовала себя дурой, когда наблюдала за тем, как Настя говорит в школе, особенно тяжело было в поездках. Ничего не понять. Мы все делаем своими силами: записываем видео с участием ребят из «Слышим сердцем». Пока делаем это вдвоем. В жестовом языке 30 тысяч слов. Мы хотим это все отснять по разным темам.

Человек с инвалидностью в мегаполисе «как бы есть, но как бы нет»: Светлана огорчается, что основные площадки выступлений глухих детей – конкурсы для инвалидов. Прорваться с жестовым пением куда-либо еще не получается.

– Мы от «Слышим сердцем» обзванивали дома культуры, – говорит Светлана. – Мы не просим денег, просто хотим показать, что такое жестовое пение. Я отправляю видео, отвечают: все прекрасно – и тишина. Хотя есть исключения, когда наших детей берут на концерты к 8 Марта или 9 Мая. Наша мечта – открыть образовательный центр для наших детей.

А у Насти мечта – стать актрисой.