Найти в Дзене

7 чёрных методов конкурентов: кража названия, перехват контрагентов... Что делать ИП?

В конкуренции нет ничего плохого: она мотивирует и помогает бизнесу развиваться. Но на практике конкуренты могут пользоваться чёрными методами, чтобы вытеснить компанию с рынка. Важно знать о них, чтобы подстраховаться. Настраиваться на лучшее, но быть готовыми к худшему. 1. Привлечение административного ресурса Контролирующих органов много: ФНС, Роспотребнадзор, МЧС, полиция. Все они вправе проводить проверки. Но когда проверка плановая, к ней можно подготовиться. А вот когда конкурент написал жалобу, проверяющие могут нагрянуть неожиданно. Причем все разом, если жалобы написаны куда только можно. Риски: 1. Замучают проверками. 2. Придут по одному поводу — найдут другие нарушения. 3. Применят административные меры: арестуют счета, продукцию, оборудование, изымут документы и базы данных, временно запретят деятельность. 4. Привлекут к ответственности — штрафы ИП за одно нарушение небольшие, но нарушений может быть много. Писать жалобы — весьма действенный метод. Даже если штрафы окажут
Оглавление

В конкуренции нет ничего плохого: она мотивирует и помогает бизнесу развиваться. Но на практике конкуренты могут пользоваться чёрными методами, чтобы вытеснить компанию с рынка. Важно знать о них, чтобы подстраховаться. Настраиваться на лучшее, но быть готовыми к худшему.

1. Привлечение административного ресурса

Контролирующих органов много: ФНС, Роспотребнадзор, МЧС, полиция. Все они вправе проводить проверки. Но когда проверка плановая, к ней можно подготовиться. А вот когда конкурент написал жалобу, проверяющие могут нагрянуть неожиданно. Причем все разом, если жалобы написаны куда только можно.

Риски:

1. Замучают проверками.

2. Придут по одному поводу — найдут другие нарушения.

3. Применят административные меры: арестуют счета, продукцию, оборудование, изымут документы и базы данных, временно запретят деятельность.

4. Привлекут к ответственности — штрафы ИП за одно нарушение небольшие, но нарушений может быть много.

Писать жалобы — весьма действенный метод. Даже если штрафы окажутся небольшими, проверки потребуют от руководителя бизнеса много сил и нервов.

Решение — заранее понимать, на что обращают внимание проверяющие, устранять нарушения... или уметь скрывать их :)

2. Перехват идеи

Уникальное предложение, которое вызывает ажиотаж у потенциальных покупателей — лакомый кусочек для конкурентов. Действительно стоящую идею с вероятностью 100% будут копировать.

Если продукт защищён товарным знаком — попытаются зарегистрировать похожий. Если не защищён — зарегистрируют его вместо вас и запретят его использовать. Этот вариант, конечно, хуже. Допустим, вы уже заработали репутацию под определённым брендом — тогда вам придётся расстаться с ним, переименовать сайт и соцсети, снять вывеску, удалить своё название со всех продуктов.

Решение — заранее подумать про защиту авторских и интеллектуальных прав. Про авторские права мы писали в справочной, а про товарные знаки — подготовили небольшой курс из 4 уроков.

Год Эльбы в подарок всем ИП младше 3 месяцев
Получить подарок

3. Чёрный PR

Распространять ложную информацию можно явно, например, в соцсетях, или скрытно — например, во время личного общения с продавцом. В последнем случае вы даже не узнаете, почему клиенты уходят. Поэтому важно расспрашивать их о причинах или время от времени обращаться к конкурентам, как будто вы потенциальный покупатель. Знали бы вы, какие байки травят про Эльбу менеджеры наших конкурентов :)

В результате может произойти отток клиентов, в некоторых случаях — отказ контрагентов работать с непривлекательным брендом.

Решение — работа над позитивным образом компании, поддержание лояльности клиентов.

4. Перехват контрагентов

Многие ИП сильно зависят от каналов поставки или сбыта. Необходимость искать новых контрагентов нарушит бизнес-процессы и уронит прибыль. Чем меньше контрагентов, тем легче конкуренту нанести вам большой урон. Он просто предложит более привлекательные условия.

Ещё проблемой бывает аренда помещения в выгодном месте. В договоре аренды прописывают право расторжения в одностороннем порядке, по уведомлению. Арендодатель попросит найти новое место, а помещение займёт конкурент.

Решение — уменьшение зависимости от конкретных ресурсов. Когда поставщиков много, уже легче пережить потерю одного из них. Когда торговых точек несколько, переезд одной из них уже не так страшен.

Поддерживать хорошие отношения с контрагентами тоже полезно. Это выгодно для долгосрочной работы и может помешать планам нечестных конкурентов.

5. Переманивание кадров

Эта ситуация похожа на предыдущую. Когда бизнес зависим от определённых сотрудников, их могут переманить. А, например, хорошего руководителя сложно найти.

Разница в том, что сотрудники обычно работают по бессрочному договору. Они могут уйти в любой момент, а работодатель не вправе их задерживать.

Решение — нематериальная мотивация: комфортное общение внутри команды, помощь с развитием. Возможно, доля в компании для ключевых сотрудников.

6. Демпинг

Снижение цен — нормальный метод конкурентной борьбы. В «чёрный» он превращается, когда конкурент готов работать себе в убыток, лишь бы лишить вас дохода. Он переживёт это за счёт масштаба, множества других точек или контрагентов, а малый бизнес — нет.

Решение — привлекать внимание к своей продукции не только ценой. Пригодится привлекательный брендинг, доброжелательное ведение соцсетей и отношение к клиентам.

7. Захват бизнеса

Это финальный аккорд в стратегии вытеснения с рынка. Когда компания оказывается истощённой, конкурент выкупает у её контрагентов долги. Затем предпринимателю предлагают продать бизнес за копейки и неприятную альтернативу в виде процедуры банкротства.

Если ваш бизнес устойчив к другим методам, это поможет не попасть в такую ситуацию.

А надо ли бороться с чёрными методами контрагентов?

Первое желание предпринимателя — ответить конкурентам тем же. Но это тоже один из методов: вовлечь в борьбу, чтобы выжать все ресурсы. Как правило, нечестную конкуренцию применяют более крупные компании, поэтому им сложно противостоять в прямой борьбе.

Возможно, никакого ответа и не требуется — достаточно сосредоточиться на своём деле, усиливать свои конкурентные преимущества для партнёров и сотрудников, уменьшать зависимость от конкретных ресурсов и работать над созданием позитивного образа своей компании и её продуктов.

Куда обращаться за защитой

Недобросовестная конкуренция — это нарушение антимонопольного законодательства. Заявления по этому поводу рассматривает ФАС. Обращение можно направить дистанционно: через электронную приёмную или свой личный кабинет на сайте ведомства.

Обратиться за защитой можно в любых ситуациях, когда конкурент действует недобросовестно. В законе есть перечень ситуаций, но он открытый. См. ст. 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции.

Обоснованные заявления рассматривает специальная комиссия. Для быстрого устранения нарушений в течение 10 дней недобросовестному конкуренту дают предупреждение. Затем проводят расследование и в положительном случае накладывают санкции по ст. 19.5 КоАП РФ.

ФАС поможет прекратить давление на бизнес, а заодно накажет конкурентов штрафом, а ещё может дисквалифицировать виновных должностных лиц.

Эльба — это онлайн-бухгалтерия. Помогает предпринимателям на УСН и патенте вовремя сдавать отчётность и считать налоги без ошибок.
Попробовать бесплатно