Поговорим сегодня о нескольких ролях Анатолия Папанова. Я сознательно избегаю эпитета "лучших", потому что данная оценка субъективна и для зрителей, и для самого актёра.
Взять хотя бы роль Лёлика в «Бриллиантовой руке»: для многих зрителей она стала "визитной карточкой" Папанова, но сам Анатолий Дмитриевич о ней вспоминать не любил...
Итак, поехали!
Скульптор Николай Васильевич («Приходите завтра...»)
Роль необычна уже тем, что актёр здесь говорит не своим голосом — его дублировал режиссёр и автор сценария «Приходите завтра...» Евгений Ташков. Из-за чужого голоса (хотя, и очень хорошо "подошедшего" актёру), словно исчезла доля особого обаяния Папанова, но взамен зрители получили реалистично сыгранного глубокого персонажа, который хоть и запутался в какой-то момент в творчестве (да и в себе самом), всё же смог в итоге найти свой путь.
Дмитрий Ионович Старцев (Ионыч) («В городе С.»)
Ещё одна драматическая работа. В начале картины Папанов играет мягко, сдержанно, даже "приглушает" свой голос. История "деградации" персонажа показана стремительно — одной сценой. И теперь уже Папанов берёт гротеском, Ионыч становится трагикомичным. Этот фильм был награждён «Капитолийским юпитером» на Международном кинофестивале в Риме, и хотя популярность Папанову принесли другие роли, он любил вспоминать своего Ионыча и радовался возможности сыграть в экранизации произведения любимого Чехова.
Доктор Самойленко («Плохой хороший человек»)
Снова экранизация Чехова, но тут "классический" Папанов с харизмой и "рычащим" голосом. Герой второстепенный, но своею добротой, цельностью и однозначной "положительностью" "оттеняющий" неоднозначных героев Олега Даля и Владимира Высоцкого.
Ипполит Матвеевич (Киса) Воробьянинов («12 стульев»)
Папанов играл Кису в Театре сатиры в 1960-м году, а также пробовался на эту роль для фильма Леонида Гайдая, но не был утверждён. В фильм же Марка Захарова актёр был приглашён без проб, составив прекрасный дуэт здешнему Остапу Бендеру — Андрею Миронову. Папанов отнёсся к роли Воробьянинова более чем ответственно: представив своего героя, как человека изнеженного, за которого долгое время всё делали другие, актёр даже гримировал свои руки, делая пальцы белее и длиннее.
Городничий А. А. Сквозник-Дмухановский («Инкогнито из Петербурга»)
Эту роль Папанов исполнил и в кино, и театре. Хитрый и ушлый городничий, ставший жертвой самообмана, действительно удался. Хотя автору этих строк больше по душе спектакль Театра Сатиры, в котором, по моему мнению, острее взаимодействие Папанова с другими актёрами (думаю, это влияние "сработавшегося творческого коллектива"). Ради интереса сравните например сцены городничего и его супруги или городничего и Хлестакова из фильма и спектакля.
Но всё же фильм Леонида Гайдая хорош и даёт возможность раскрыться таланту Папанова.
Друзья, а какие роли Анатолия Папанова любите вы?
***
Друзья, благодарим за внимание!
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал — нас ждёт много интересных книг. И не только книг.