Франсуа Буше (1703-1770) - французский художник, известный своими работами в стиле рококо. Первая ассоциация, которая приходит в голову, когда речь заходит о Буше, это чувственность, мечтательные взгляды, обнаженные тела или наоборот роскошно разодетые дамы. Но он мастерски изображал также и красоту природы. Итак:
1. Он был любимым художником мадам Помпадур
Мадам де Помпадур была фаворитом французского короля Людовика XV и покровительствовала искусству. Ее справедливо называли крестной матерью рококо. Жизнь Буше и Помпадур складывалась по-разному, однако между ними можно найти несколько схожих деталей. Например, оба проложили свой путь от нищеты к роскошной жизни во французском дворе и покончили с собой в забытьи. Многогранность таланта Франсуа Буше изначально понравилась капризному, но умному маркизу де Помпадур, поэтому его жена и пригласила художника для работы над портретами.
Безусловно, самым великолепным из них является «Портрет мадам Помпадур», 1756 года
На этом портрете вы можете увидеть красивую молодую женщину, сидящую на диване в своем будуаре. Художник очень польстил мадам Помпадур - она заметила, что ее лицо красивее и моложе, чем в реальной жизни. Её зелёное платье щедро украшено розами. В отличие от других женщин при дворе, мадам Помпадур благоухала как роза. Она-то и ввела моду на чистоту и гигиену!
2. Его жена была его музой
В 1733 году Франсуа Буше женился на молодой и красивой Мари Жанне Бузо, дочери парижского судьи. Его отцу не нравилось происхождение зятя, но ближе к 1730-м годам Буше прославился и его низкое происхождение перестало играть какую-либо роль. Нежное детское лицо своей супруги 17-летней Мари Жанны художник подарил всем нимфам и нескольким Венерам на своих картинах, например, в картине «Ринальдо и Армида» и «Туалет Венеры».
3. Он рисовал очень чувственных крестьянок
Для украшения интерьера Франсуа Буше часто использовал пасторальные сцены, изображая отдыхающих пастухов и пастушек в живописной сельской местности. Занятно, что аристократы тогда считали крестьян счастливыми, потому что им не нужно было жениться ради денег и учиться в университетах. Нарядно одетые крестьяне, греющиеся на солнце в объятиях своих любовников, олицетворяли собой жизнь мечты. Их лица напоминают фарфоровые куклы, а элегантность их изображений перекликается с эротизмом.
4. Франсуа Буше написал портрет девушки из воспоминаний Казановы
В конце жизни Франсуа Буше страдал от того, что вынужден писать обнаженных проституток и неизвестных актрис. Тем не менее, «Портрет Луизы О'Мерфи» (The Blonde Odalisque) получился весьма забавной иллюстрацией парижского романа о Джакомо Казанове. Он был известным венецианским авантюристом и пару лет жил в Париже. В своей «Исторической книге» Казанова рассказывает, что в доме фламандской актрисы О’Мерфи он нашел «милое, рваное, грязное маленькое существо». Это была младшая сестра актрисы, которой был пленен соблазнительный гений. Вскоре он приказал неизвестному немецкому художнику написать портрет маленькой Луизы О’Мерфи, а уже копия этой картины попала к королю Людовику XV.
Есть и другая версия создания картины.
Четвертая сестра Мерфи, следовательно, самая младшая, позировала для картины Буше. Он рисовал ее обнаженной и передал или продал картину месье де Вандиеру [брату мадам де Помпадур]. Король увидел картину, был сильно заинтригован и попросил о свидании. Когда он увидел Луизу вживую, он нашел ее даже красивее, чем на картине.
5. Франсуа Буше стоял у истоков французского «Фарфорового искусства»
«Фарфоровое искусство» Франции, несомненно, многим обязано Буше и, конечно, мадам Помпадур. Начиная с 1740-х годов любовница короля заинтересовалась производством фарфора на заводе в Винсеннесе. Ее интерес был настолько сильным, что в 1751 году Людовик XV подарил ей эту небольшую фабрику. И мадам, засучив рукава, принялась за работу.
По ее инициативе производство фарфора постепенно «переместилось» в Севр. Маркиза де Помпадур привлекла к разработке новых проектов Франсуа Буше. В течение десятилетия художник создавал бесчисленные эскизы, по которым на фабрике изготавливали статуэтки и другие товары.
Фарфоровые статуэтки из мягкой пасты в виде галантных пастухов и пастушек стали культовыми изделиями для фарфоровых мануфактур в Венсене и Севре. Кроме того, Буше создал множество принтов, благодаря которым китайские вазы адаптировали под стиль рококо, подпитывая общественную любовь к шинуазри (или китайскому стилю).