Найти тему
Нейроспектр

РАС у детей: комплексная диагностика и лечение

Оглавление

В основе программы лежит более двадцати лет опыта работы с детьми, у которых были диагностированы различные расстройства аутистического спектра: ранний детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм и другие формы нейроонтогенетических расстройств. Теоретическая база разработки — статьи ведущих мировых специалистов в области РАС.

Задачи программы:

1. обнаружение и устранение причин нарушений;

2. организация коррекционных занятий со специалистами: нейропсихологом, логопедом-дефектрологом, при необходимости — нейрореабилитологом;

3. получение максимально возможного результата.

Признаки расстройств

Основной симптом, который должен натолкнуть родителей и врача на подозрение о расстройстве аутистического спектра — трудности, которые возникают у ребенка при взаимодействии с окружающим миром.

Второй важнейший признак — это отсутствие или грубые нарушения речи. Его родители замечают почти всегда, и даже обращаются к логопеду. Но если причина нарушений речи — РАС, то необходим комплексный подход. Занятия только с логопедом в этом случае не принесут результата и, более того, приведут к потере времени для лечения истинной причины речевого расстройства — незрелости головного мозга, несовершенства функций высшей нервной деятельности.

Логопедия — это подраздел специальной педагогики, или дефектологии. Но все расстройства аутистического спектра лежат в области интереса медицины, это — заболевания, которые поражают главный орган, отвечающий за функцию речи — нервную систему. С другой стороны, без логопеда не обойтись: развитие речи у детей с РАС происходит иначе, чем у их ровесников и им требуется педагогическая помощь в освоении речевых функций.

Кроме нарушений речи, на наличие одного из видов РАС у ребёнка могут указывать такие симптомы:

· отсутствие контакта как со сверстниками, так и со взрослыми;

· узкий спектр интересов;

· замкнутость;

· излишняя избирательность, вплоть до отрицания отдельных цветов, предметов одежды, видов пищи;

· невозможность контролировать импульсивные действия (полевое поведение);

· повторяющиеся нефункциональные моторные или вокальные действия (стереотипное поведение).

-2

Этапы комплексной программы

1. Первичный прием речевого невролога и нейрореабилитолога

В ходе встречи врачей, пациента и его родителей проводится сбор анамнеза (в том числе семейного), неврологический осмотр и нейропсихологическая диагностика ребенка, и оценка исследований, которые проводились ранее.

Назначается базовая терапия — лекарства, задача которых состоит в активизации нервной системы. Это витамины, микроэлементы и, при необходимости, ноотропы. В большинстве случаев их достаточно, чтобы помочь нервной системе ребенка достигнуть необходимого функционального уровня.

Если врачи не до конца выяснили нюансы состояния ребенка, назначают дополнительные исследования:

· электроэнцефалографию;

· вызванные потенциалы;

· УЗИ головного мозга и/или сосудов;

· анализы;

· обследования у врачей смежных специальностей: гастроэнтеролога, иммунолога, эндокринолога, психиатра, генетика.

Родителям разъясняют, что происходит с ребенком, какова наиболее вероятная причина расстройства, что влияет на тяжесть протекающего процесса. В каждом случае составляют план коррекционных занятий, обязательная часть которого — занятия с нейропсихологом и логопедом-дефектологом. Если нарушения тяжелые, назначают дополнительные стимулирующие методики: транскраниальную магнитную стимуляцию, аудиосенсорные тренировки или другие процедуры.

С момента начала программы наблюдающий врач ребенка — речевой или поведенческий невролог.

Возможны появление побочных эффектов от назначенной терапии, ведь каждый организм индивидуален. В этом случае происходит кооректировка лечения, так же как и при появлении новых данных при дополнительных обследованиях.

2. Нейропсихологическая коррекция

Цель занятий — сформировать те высшие психические функции ребёнка, которые развиты недостаточно. В первую очередь это сенсорная интеграция, то есть, понимание окружающего пространства. От этого, среди прочих важных функций, зависит появление и развитие речи, а также поведение ребенка.

3. Логопедические занятия

Активизация речевых навыков — главная задача логопеда — в рамках программы происходит в тесном взаимодействии с нейропсихологом. Это позволяет корректировать работу обоих специалистов в зависимости от результатов, которые показывает ребенок.

4. Заключительный совместный прием речевого невролога и нейрореабилитолога.

К этому моменту обычно получены результаты дополнительных обследований, можно обсудить итоги первого этапа нейропсихологической терапии и занятий с логопедом. На основании этих данных делаются медикаментозные назначения. Нейрореабилитолог составляет план педагогической коррекции, в том числе — продолжения занятий с нейропсихологом и логопедом-дефектологом.