Найти тему
ВНИИ ГОЧС

ЕДДС ждут новые стандарты

Институт подготовил новую редакцию проекта национального стандарта по единым дежурным диспетчерским службам. За последние годы значимость ЕДДС значительно выросла, а их техническое оснащение изменилось. Вместе с этим изменились и требования к специалистам служб.

В регионах России сейчас работает около 2,5 тысяч ЕДДС, которые являются интеллектуальными оперативными центрами обработки поступающей информации о происшествиях. По сути, это «мозг» российских городов и муниципальных образований, центральное звено в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях. Именно сюда в круглосуточном режиме поступают сообщения от организаций и населения обо всех происшествиях на территории муниципалитета. Вместе с тем, «статусность» ЕДДС до сих пор не закреплена законодательно.

«ЕДДС — это орган управления РСЧС на муниципальном уровне, призванный не только досконально владеть информацией о проблемах и положении дел на территории муниципального образования, но и эффективно руководить силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС и происшествий различного характера. Сейчас ЕДДС муниципальных образований в основном функционируют при органах, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Новая редакция стандарта, прежде всего, будет способствовать повышению статуса службы. Изменения в ГОСТ предполагают перевод ЕДДС в подчинение главе муниципального образования, который является председателем комиссии по ЧС и ОПБ», — комментирует проект национального стандарта начальник института Сергей Диденко.

Документ содержит обновленные рекомендации по организационно-штатной структуре и численности сотрудников, для которых новый стандарт определяет более высокие квалификационные требования. При возникновении ЧС именно персонал службы осуществляет первичную оценку масштабов и степени опасности для населения и хозяйственных объектов, определяет объём экстренных мер, состав привлекаемых сил для ликвидации последствий бедствий, решает вопрос оповещения и выполняет ряд других задач. Такой функционал требует высокого уровня подготовки. Именно поэтому новый стандарт содержит требования по обязательному обучению и повышению квалификации специалистов служб.

-2

В подготовленном документе учёными института уточнён перечень оборудования и автоматизированных систем, которые должны быть в составе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры ЕДДС. Это позволит организовывать качественную оперативную связь с экстренными службами, министерствами и организациями.

Дорабатывать ГОСТ Р «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» институт планирует до сентября 2020 г.