Разбираемся с часто путаемыми понятиями тремоло и вибрато. Оба они относятся к изменению звука. Но между ними есть существенное различие.
🎚 Тремоло – это частый и быстрый повтор одного звука, сохраняющего свою частоту при изменении громкости. Этот термин используется в отношении инструментов, ведь там мы имеем возможность мгновенно прекращать и возобновлять звук. На фортепиано мы можем многократно нажать на конкретную клавишу, на скрипке – «нервно» перемещать смычок, задержав одну ноту, а на гитаре – бесперебойно ударять по строго зажатой струне. Или ударив по струнам начнём крутить ручку громкости вверх-вниз. Даже барабанщики используют тремоло: это то, что мы называем «барабанная дробь». Во всех этих случаях мы слышим быстрое чередование звука и его отсутствия – паузы, тишины.
📳 Вибрато – это небольшое изменение самой частоты звука, которое можно описать как «лёгкое плавание». Этот термин чаще всего применяется к вокалу. Вы наверняка слышали вибрато в пении: оно часто ассоциируется с оперными певцами, но в действительности широко используется и в поп-музыке. Некоторые инструменталисты также могут использовать вибрато: гитарист слегка подёргивает струну пальцем, прижимающим её к грифу, трубач чуть покачивает инструмент или ритмично двигает губами во время извлечения звука, а флейтист часто и легко меняет силу «дуновения». Во всех этих случаях мы слышим, как нота немного меняется, можно сказать подрагивает.
То есть разница между тремоло и вибрато такова: тремоло работает с громкостью, а вибрато – с качеством звука.
Как же началось «смешение» этих терминов?
Лео Фендер – всемирно известный гитарный мастер и основатель одноимённой музыкальной компании – в 50-х изобрёл два устройства, полностью перепутавших наши термины.
Рычаг тремоло (палочка, которую можно часто увидеть на гитарных деках), также известный как whammy bar, впервые появившийся на Fender Stratocaster, позволял гитаристам с помощью автоматики добиваться эффекта вибрато, что особенно удобно для игры целыми аккордами и во время исполнения соло. Большие любители этого «девайса» - Стив Вай и Джими Хендрикс.
А усилитель Fender Tremolux имел функцию «вибрато», которая по факту меняла амплитуду звука, то есть – давала эффект тремоло.
Сейчас и того и другого эффекта можно достичь автоматически - с помощью педалей, «примочек».
Теперь можете смело умничать перед своими друзьями в музыкальных пабликах! 🎸
Чтобы не пропустить новые посты об особенностях музыкального продюсирования и не только - подписывайтесь на телеграм-канал Центра истории современной музыки!