Найти тему

#Разговорник. Тремоло VS вибрато

Разбираемся с часто путаемыми понятиями тремоло и вибрато. Оба они относятся к изменению звука. Но между ними есть существенное различие.

🎚 Тремоло – это частый и быстрый повтор одного звука, сохраняющего свою частоту при изменении громкости. Этот термин используется в отношении инструментов, ведь там мы имеем возможность мгновенно прекращать и возобновлять звук. На фортепиано мы можем многократно нажать на конкретную клавишу, на скрипке – «нервно» перемещать смычок, задержав одну ноту, а на гитаре – бесперебойно ударять по строго зажатой струне. Или ударив по струнам начнём крутить ручку громкости вверх-вниз. Даже барабанщики используют тремоло: это то, что мы называем «барабанная дробь». Во всех этих случаях мы слышим быстрое чередование звука и его отсутствия – паузы, тишины.

📳 Вибрато – это небольшое изменение самой частоты звука, которое можно описать как «лёгкое плавание». Этот термин чаще всего применяется к вокалу. Вы наверняка слышали вибрато в пении: оно часто ассоциируется с оперными певцами, но в действительности широко используется и в поп-музыке. Некоторые инструменталисты также могут использовать вибрато: гитарист слегка подёргивает струну пальцем, прижимающим её к грифу, трубач чуть покачивает инструмент или ритмично двигает губами во время извлечения звука, а флейтист часто и легко меняет силу «дуновения». Во всех этих случаях мы слышим, как нота немного меняется, можно сказать подрагивает.

То есть разница между тремоло и вибрато такова: тремоло работает с громкостью, а вибрато – с качеством звука.

Как же началось «смешение» этих терминов?

Лео Фендер – всемирно известный гитарный мастер и основатель одноимённой музыкальной компании – в 50-х изобрёл два устройства, полностью перепутавших наши термины.

Рычаг тремоло на Fender Select Stratocaster HSS.
Рычаг тремоло на Fender Select Stratocaster HSS.

Рычаг тремоло (палочка, которую можно часто увидеть на гитарных деках), также известный как whammy bar, впервые появившийся на Fender Stratocaster, позволял гитаристам с помощью автоматики добиваться эффекта вибрато, что особенно удобно для игры целыми аккордами и во время исполнения соло. Большие любители этого «девайса» - Стив Вай и Джими Хендрикс.

А усилитель Fender Tremolux имел функцию «вибрато», которая по факту меняла амплитуду звука, то есть – давала эффект тремоло.

-3

Сейчас и того и другого эффекта можно достичь автоматически - с помощью педалей, «примочек».

Теперь можете смело умничать перед своими друзьями в музыкальных пабликах! 🎸

Чтобы не пропустить новые посты об особенностях музыкального продюсирования и не только - подписывайтесь на телеграм-канал Центра истории современной музыки!