Европейскому проекту Rail Baltica не суждено стать транспортной базой НАТО: строительство железнодорожной сети застопорилось на этапе согласования деталей между странами Европы и разделения финансовых обязанностей.
Rail Baltica проект строительства железнодорожной дороги со стандартной европейской колеей шириной 143,5 сантиметра. Сеть новых дорог должна соединить Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин, а также обсуждалось строительство подводного железнодорожного тоннеля между Таллинном и Хельсинки.
Наибольшую заинтересованность в скорейшем завершении строительства проявляют страны Балтии. На территории Латвии, Литвы и Эстонии до сих пор функционирует сеть железных дорог, проложенная при Советском Союзе. Ширина ее колеи составляет 152 сантиметра, из-за чего поезда, пересекающие балтийскую границы, должны каждый раз проходить процедуру перевалки на евроколею.
Это одно из обстоятельств, не позволяющее осуществить переброску сил НАТО на восточный фланг альянса в сжатые сроки. До сих пор во время учений и ротаций иностранная техника задерживается на таможенных пунктах в Европе на длительный срок – до 2 недель в каждой стране, из-за чего прибытие военнослужащих и техники растягивается на месяц и более.
Это обстоятельство не устраивает руководство НАТО, так как альянс одной из основных своих целей называет «сдерживание России» и обеспечение способности отреагировать на «российскую агрессию».
Именно поэтому на проект Rail Baltica возлагались большие надежды. Помимо очевидного преимущества в виде более быстрого перемещения вооруженных сил НАТО по Европе, железнодорожная сеть сулила странам Балтии значительное повышение рейтинга в альянсе и избавление от «советского наследия» (которое, несмотря на свой возраст, продолжает обслуживать три бывших государства СССР на протяжении уже 30 лет).
Однако, судя по всему, этим мечтаниям не суждено сбыться. Еще в феврале выяснилось, что балтийские правительства до сих пор не смогли прийти к общему видению будущей железной дороги и завершить работу над соглашением по ее строительству.
В июне прибалтам на помощь пришел Европейский союз, пообещав оказать посильную финансовую поддержку. Это предложение вызвало еще одну волну оживления в Риге, Вильнюсе и Таллинне, однако, как сообщили представители Еврокомиссии 9 июля, проект все еще требует множества согласований со стороны европейских государств, а это увеличит и сроки завершения строительства, и его стоимость.
Кроме того, Финляндия приняла решение приостановить свое участие в создании единой железнодорожной сети. Причина этого шага не указывается, но можно предположить, что в Хельсинки не посчитали нужным тратить миллионы (а то и сумму, близкую к миллиарду) долларов на то, чтобы помочь НАТО возить свои танки по всей Европе.
Так что Rail Baltica имеет все шансы остаться в истории альянса как недостижимая утопия. На словах звучит здорово: сейчас все страны Европы скинутся деньгами и в едином порыве помогут Брюсселю решить проблемы с логистикой. На деле же каждое правительство начинает задумываться об интересах своего государства и отстаивать те варианты, которые удобны лично ему. «Коллективная безопасность» альянса в этот момент никого особо не беспокоит.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Брюссельский стукач", чтобы всегда быть в курсе самых важных новостей о деятельности НАТО.