Найти тему
На своем опыте

Каждому ребенку по диагнозу. Гиперактивность - это?

Оглавление

Сейчас этим словом бросаются налево и направо все, кому не лень.

Ребенок прыгает, бегает - он гиперактивный.

Почему всем детям ставят диагнозы, причем даже не психологи, не врачи, а почти что прохожие.

Давайте разберемся что такое гиперактивность, прежде чем бросаться терминами.

Гиперакти́вность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы. (Википедия)

С помощью теста Вы можете сделать первичный вывод о том, проявляет ли ребенок признаки гиперактивности.  Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается и непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком по П. Бейкер и М. Алворд)

Дефицит активного внимания: 

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив. 

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание. 4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).  

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен. Ответственность за постановку диагноза может взять на себя только специалист: психолог или врач-невропатолог.

_______________________________________________________

Особенно часто родители не обращают внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях».

Таким образом только совокупность многих факторов поможет выявить симптомы гиперактивности, так что не стоит делать поспешных выводов.

Но есть и обратная сторона монеты.

Когда родитель не видит проблемы и наоборот считает, что симптомы - это норма поведения, и не хочет слышать мнения педагога (например, воспитателя в саду) и принять его рекомендацию посетить специалиста, который сможет поставить диагноз и поможет справится ребенку с данной проблемой. А ведь если выявить проблему на раннем этапе и заняться коррекцией, то ребенку будет легче на занятиях в детском саду, а потом и на уроках в школе.

-2