Найти тему
ArmInfo

В Армении экономические перспективы критически зависят от развития здравоохранения

Оглавление

АрмИнфо. В Армении экономические перспективы критически зависят от развития здравоохранения - это ключевая неопределенность во всех прогнозных сценариях. Об этом заявил глава Центробанка РА Мартын Галстян на недавно состоявшемся ежегодном заседании армянской экономической ассоциации 2020г, выступая с докладом на тему "COVID-19 и его экономические последствия".

Он также подчеркнул, что, несмотря на решительные монетарные и фискальные меры, до сих пор нет ясности относительно формы восстановления экономики, а государственный долг будет ключевым вопросом на долгие годы.  По его словам, главный посыл состоит в том, что, несмотря на очень агрессивные меры бюджетной и денежно­кредитной политики, макроэкономическая политика не может в корне решить проблему кризиса здравоохранения.  Роль макроэкономической политики, однако, заключается в сохранении макроэкономической стабильности в эти трудные времена, с тем чтобы макроэкономические и финансовые отклонения не мешали восстановлению. В этом контексте он подчеркнул, что Центральный Банк имеет необходимое пространство для маневра в политике, чтобы сохранить ценовую и финансовую стабильность в Армении.

Магнитуда шока

Как развитые, так и развивающиеся рынки столкнутся с гораздо большим спадом по сравнению с глобальным финансовым кризисом (ГФК) 2009г. Так, в соответствии с последним обновлением 24 июня перспектив мировой экономики (World Economic Outlook - WEO), мировая экономика сократится в 2020 году на 8% против 3,3% в 2009 году.  На развивающихся рынках в 2020 году ожидается спад на 3% против роста на 2,8% в 2009 году. М.Галстян подметил:  "Поразительно, что почти все страны в 2020 году окажутся в рецессии, с большим отрывом превзойдя ГФК и даже Великую депрессию. Эти прогнозы, вероятно, будут пересмотрены в течение следующих двух кварталов, поскольку фундаментальная неопределенность вокруг разрешения кризиса здравоохранения на данный момент находится вне поля зрения".

Резкий сдвиг в денежно-кредитной политике

После ГФК произошел резкий сдвиг в ответных мерах денежно-кредитной политики (ДКП), по крайней мере в краткосрочной перспективе большинству развивающихся рынков пришлось ужесточить свою политику, тогда как после шока COVID-19 картина полностью изменилась - большинство стран существенно ослабили свою денежно- кредитную политику. М.Галстян пояснил чем продиктована эта смена: "Одно из возможных объяснений заключается в том, что инфляция сейчас намного ниже и лучше закреплена на развивающихся рынках, что создает пространство для маневра в ДКП. Это, безусловно, относится и к Армении - мы первыми в регионе отреагировали, когда другие страны не смогли смягчиться перед лицом оттока капитала. Оценка ЦБ заключается в том, что наша политика низкой инфляции с 2014 года создала для нас это политическое пространство. Конечно, любое развитие событий возможно, поскольку нет ясности относительно разрешения кризиса здравоохранения, однако мой главный посыл заключается в том, что у нас есть возможность корректировать нашу политику с обеих сторон так сильно, как это необходимо".

Не вдаваясь в подробности, он отметил еще одно интересное событие - многие страны, в том числе развивающиеся рынки, прибегли к разнообразным колличественным смягчениям (Quantitative easing - QE) гораздо более энергично и быстро по сравнению с ГФК. "Конечно, у развитых экономик, как и у нас, был опыт в этом, так что в какой-то степени размеры их пакетов, хотя и беспрецедентные, не были удивительными. Новым является то, что развивающиеся рынки, имеющие традиционное пространство для маневра в денежно-кредитной политике, решили внедрить QEs. Наиболее распространенным объяснением этого является природа шока, который включал в себя основной шок ликвидности, вызванный кризисом. Согласно этой истории, шок ликвидности побудил развивающиеся рынки вмешаться, чтобы стабилизировать рынки. Здесь опять же, время покажет, были ли некоторые из этих действий оппортунистическими", - пояснил он.

Экономические перспективы Армении

Изложив глобальный контекст, М. Галстян перешел к экономическим перспективам Армении, заметив, что замедление экономической активности, скорее всего, достигло дна в апреле после строгого локдауна. В мае снижение экономической активности в годовом исчислении составило 12,8% и носило всеобъемлющий характер. Как импорт, так и экспорт сжаты, в связи с замедлением спроса. "Восстановление экономики значительно затянулось и это стало одной из главных причин снижения Центробанком ставки рефинансирования сразу на 0,5п.п. (до 4,5% с 16 июня с.г. - Ред.).  Бюджетная политика в 2020 году будет более экспансионистской по сравнению с первоначальным бюджетом с 5,5%- ым налоговым импульсом. Последнее изменение корпоративного налогового администрирования, скорее всего, добавит еще 0,9п.п. Примечательно, что фискальная политика справедливо использовала спасительное положение в фискальном правиле для реализации антициклической политики. Ожидается, что к концу 2020 года соотношение госдолга к ВВП составит 60,2% по прогнозам ЦБ, или чуть меньше - 59,2% по сценарию Минфина . Учитывая характер шока, фискальная политика - первая линия обороны с ее широкой базой инструментов. Более того, в отличие от денежно-кредитной политики, экспансионистская фискальная политика имеет хорошие позиции независимо от относительной силы замедления спроса и предложения", - заметил он.

Центральный Банк Армении с марта трижды смягчал денежно-кредитные условия, снизив ключевую ставку в совокупности на 1п.п. Это сопровождалось значительным увеличением центробанковских еженедельных операций рефинансирования, объемы которых выросли в 4 раза с марта. Эти меры денежно-кредитной политики позволили стабилизировать кривую доходности гособлигаций. "Стоит еще раз подчеркнуть, что способность смягчать политику, столкнувшись со значительной неопределенностью и волатильностью на финансовых рынках, была результатом последовательной политики после шока цен на нефть в 2014 году. Политика низкой инфляции, которой с тех пор следовал Центробанк Армении, явно окупилась. Тем не менее, еще слишком рано судить о результатах денежно- кредитной и бюджетной политики, поскольку кризис здравоохранения еще не закончился", - заключил М. Галстян.