Суть различия мытаря и фарисея, - по слову преп. Серафима Роуз в том, что "православный всегда чувствует себя грешником, ибо не соответствует высоким требованиям Церкви (как по форме, так и по существу); “современный” же человек ищет покоя в самооправдании, а не угрызений совести из-за своего нерадения".
«Новые поколения православных приспосабливают веру к своему низкому духовному уровню — таково, за редким исключением, “веяние” современности».
Подтверждением служит подготовительная встреча к 8-му Вселенскому Собору, созванная в 1971 г. радетелями реформ. Он должен был сыграть роль 2-го Ватиканского Собора, только для православных.
Один из докладов назывался «Пересмотр церковных предписаний, касающихся поста, в соответствии с требованиями нашего времени».
В нем предлагалось — коль скоро большинство православных не соблюдает всех установленных Церковью постов — облегчить сами посты, «дабы избежать конфликтов верующих с собственной совестью из-за нарушения церковных правил».
«Такой подход совершенно чужд Православию,
— писал о. Серафим.
— Он являет собой очевидное и неприкрытое подражание реформистскому духу католической церкви. Там дело кончилось почти полной отменой постов.
Православное правило пощения служит не для того, чтобы предотвратить “конфликты с совестью”, а для того, чтобы призвать верующих на стезю смиренной, но вдохновенной христианской жизни. И если им не по силам следовать по этому пути, они по крайней мере сознают, сколь далека их жизнь от образца, от извечной незыблемой нормы.
Порочный современный принцип самодостаточности, провозглашенный римскими папами, либо “попускает” верующим отход от этой нормы (что уже проникло и в некоторые православные Церкви), либо изменяет саму норму, чтобы облегчить задачу верующего — и тот опять доволен собой: ведь он “соблюдает все правила”!
«Мы — христиане последних времен — далеки от нормальной благочестивой православной жизни».
Из книги "Не от мира сего".