Сериал «Алхимик. Эликсир Фауста»
(авторский текст Изба-писальня "Василиса Премудрая")
Ни одна гадалка вам о таком не расскажет и ничего, даже приблизительно похожего не предскажет.
Почему?
Потому что не та степень посвящения.
Степень посвящения во что?
В природу мироздания.
Это первые впечатления - так сказать - «на выдохе» после просмотра двенадцати серий «Алхимик. Эликсир Фауста».
С учетом того, что фильм 2015 года, когда многое сказанное в нем казалось фантастикой, а сейчас невероятно актуально, то ценность сего произведения становится неизмеримой. И, судя по тому, как в 2020 году развиваются события – это только начало.
Сюжет (коротенько, насколько возможно).
Действие начинается с 1916 года. Алхимик профессор Александр Невельский (Владимир Коренев) получает эликсир бессмертия (Эликсир Фауста).
С этого момента его род начинают регулярно преследовать неприятности, причем со смертельным исходом.
В 1983 году сын профессора Сергей Невельский (Игорь Ясулович), устав от родового проклятия уходит из жизни, успев перед смертью рассказать уже своему сыну Андрею (Игорь Петренко) об открытии деда.
Не смотря на все протесты и предупреждения сестры (Евгения Добровольская) сопутствующих трагедиях, связанных с алхимией, Андрей, поглощенный научным интересом продолжает исследования.
Начиная с изготовления золота (за счет которого живет), он продвигается все дальше и дальше к воссозданию эликсира и… философского камня (!).
Разумеется, его деятельность привлекает внимание КГБ, МИ-6 и тайного могущественного ордена, претендующего на мировое господство.
В действие вовлекаются все новые и новые персонажи. Мало кто из них выживает, а их смерти то напрямую, то косвенно связаны с алхимической деятельностью Андрея.
В конце концов, Андрей и сам погибает, но успевает передать знания своему сыну Ивану (Павел Баршак), который, как выясняется, явился венцом эволюции династии алхимиков – неким абсолютом.
И только Ивану Невельскому, после долгой борьбы и суровых испытаний, а так же благодаря грамотному и осторожному обращению с тайными знаниями, удается очистить карму рода и снять семейное проклятие.
Знание – сила
Фильм насквозь пропитан этим тезисом. Но, на примерах героев все время ставится вопрос: смотря, в чьих руках находится сила и каковы намерения людей этой силой обладающих.
Поэтому сериал одновременно походит и на манифест и на апокриф. Лучшего предмета, чем алхимия, для такого разговора не придумать.
Ведь, что такое алхимия – это Искусство и Наука преображения. Постичь ее нелегко, потому что правила и методы алхимии описываются по большей части через аллегории и мифологические символы, которые могут толковаться одновременно и на материальном, и на духовном уровне.
Ни кто не подскажет, кроме твоей души, какой выбор правильный. Пренебрегать этим нельзя и опасно. В любом случае за свои поступки придется отвечать.
Очень наглядно показано, что алчность и эгоизм в стремлении обладать тайными знаниями будут неизбежно и жестоко караться. Так или иначе. Напрямую или через родственников.
Замечательно иллюстрирована карма рода, когда во всех поколениях все повторяется. Только внук прерывает цепочку и выбирает свой путь.
Огромный плюс картины состоит в том, что простые истины и актуальная информация подаются в форме остросюжетного детектива, не дающего зрителю заскучать ни на минуту. Действие затягивает.
Например, в планы ордена входит сокращение населения Земли до одного миллиарда (сегодня все разговоры только об этом).
Или, как современно звучит реплика одного из отрицательных персонажей. «Чем фармацевты отличаются, к примеру, от Кутюрье? Те решают, что люди будут носить в будущем году, а мы решаем, чем они будут болеть».
Замечательно обозначен мировой заговор, а лейтмотивом всего фильма проходит связь с Фаустом Гёте.
Совершенно нетривиально обыгрывается «Философский камень». Не как камень в прямом смысле слова, а как некое вещество (в данном случае, порошок), который в «тех» руках послужит строительным материалом для созидания, а «не в тех» - страшной губительной силой.
Здесь очевидна аналогия со Священным Граалем, который часто трактуется не как просто сосуд, а как хранилище знаний. И от того кто и как воспользуется этими знаниями зависит судьба человечества.
В итоге
Перед нами крепкий детектив, в котором есть все необходимые составляющие: прекрасный, можно сказать самоиграющий сценарий (Алексей Тимм), уверенная режиссура (Александр Муратов) и, практически по всем позициям, довольно точный кастинг.
Сперва, конечно, могут возникнуть вопросы к подбору актрис на роли женщин главных героев (Светлана Иванова, Елена Радевич) – у них один типаж. Но по ходу действия становится ясно, что это задумка авторов – у мужчин в этой семье одинаковый вкус.
И самый главный плюс.
«Алхимик. Эликсир Фауста», пожалуй, первый сериал-блокбастер, где внятно показан мир под другим углом зрения.
И войны, которые идут повсеместно – это одна и та же война.
И причина ее – явно не в деньгах.