Как принять то, что нельзя изменить, и найти в этом новые смыслы
Онкопациенты часто признаются, что их жизнь поделилась на «до» и «после» болезни. «Будто почва ушла из-под ног», — так они описывают свое состояние. Вернутся к старой жизни «до» не получается, силы уже не те, а как начать жить по-другому, непонятно. История онкопациентки Анны может послужить вдохновляющим примером для всех, кто сейчас проходит лечение. Её путь — это пример мужественного прохождения самого сложного экзамена в её жизни, который она сдала на отлично.
Анна заболела, будучи юной женщиной. Дела шли в гору, когда её госпитализировали с подозрением на воспаление легких. Врачи долгое время не могли понять, что происходит с пациенткой, пока не показали онкологу. «Лимфома», — прозвучало как гром среди ясного неба. Несколько лет ушло на лечение. На фоне онкологического заболевания произошло кровоизлияние в мозг, девушка начала терять зрение.
— Моя жизнь кардинально изменилась, — вспоминает Анна. — Сначала был вопрос «за что?», который очень быстро превратился в «для чего?». Я понимала: чтобы жить, мне нужен был смысл. Я искала его до тех пор, пока не нашла.
Совет № 1. Не опускайте руки!
Считается, что смысл — единственное, что может вернуть пациенту желание жить. Но бывает, что он пропадает совсем. В таких случаях онкопсихологи советуют опираться на принцип, который в 1943 году для себя сформулировал заключенный концлагеря, в будущем величайший австрийский психолог Виктор Франкл: «Кто может на 100% гарантировать мне, что я не выживу? Пока никто не может, я должен действовать так, как будто у меня есть такие шансы. Следовательно, я не упущу ни одной возможности их повысить». Смысл может быть не только в продуктивной деятельности или жизни ради кого-то. Иногда смысл состоит в том, чтобы просто жить без смысла.
Христианский психолог, рефлексотерапевт Первого московского хосписа Фредерика де Грааф, обращаясь к пациентам и их родственникам, пишет: «Хотя болезнь и трагична, но считать её злом было бы неправильно. Зачастую она является следствием нашей внутренней разлуки с Богом, с самим собой и окружающими людьми. Мы не даём себе времени, чтобы остановиться, задуматься об образе жизни, которое тело не выдержало».
— Сегодня я могу сказать, зачем мне дана была болезнь: она скорректировала мой жизненный путь, не приносящий ни удовольствия, ни удовлетворения. До болезни я была комком ответственности и долженствования, — рассказывает Анна. — Я помню, как увидела и осознала, чего хочу на самом деле. С тех пор многое изменилось в моей жизни: я сменила профессию, а делом моей жизни стала не работа, а путь к самой себе, настоящей.
Без поддержки врачей и друзей, самому справиться трудно.
Совет № 2. Продолжайте верить и искать!
Зрение вернулось к Анне, но ненадолго. Она успела прочитать книгу Дарьи Донцовой «Я очень хочу жить: мой личный опыт», после чего совсем перестала видеть — в пространстве она могла передвигаться только с помощью других людей.
— По-настоящему с новыми ограничениями я столкнулась, когда онкологи отпустили меня домой. Борьба за жизнь прекратилась, но эта жизнь уже не была прежней. «И я растерялась», — говорит Анна. — Я не могла ни читать, ни писать. Мне была недоступна работа на компьютере. Все врачи-офтальмологи в Москве от меня отказались. Именно в этот момент я провалилась — в депрессию. И на этом этапе меня сильно поддержали родители. Когда у меня опускались руки, они мне постоянно напоминали: «Аня, оглянись, какой путь ты преодолела! Посмотри, каких результатов ты достигла, и Бог не оставлял тебя на этом пути, Он всегда тебе посылал хороших людей в помощь. Ты уже знаешь, что нужно время, поэтому не торопись, просто продолжай делать то, что ты делаешь». Мы нашли врача, который взялся помочь мне вернуть зрение, в Уфе. Прошло еще несколько лет. Сегодня я являюсь слабовидящей, но могу самостоятельно путешествовать и даже выезжать заграницу, учусь в институте на психолога и продолжаю восстанавливать зрение. Совсем недавно мне удалось увидеть и прочитать текст, который еще полгода назад был не доступен. Но без поддержки родных и друзей, которые не оставляли меня, этот результат был бы мне недоступен.
Совет № 3. Просите и принимайте поддержку близких и друзей!
В судьбе каждого человека могут случаться беды, после которых без посторонней помощи встать на ноги практически невозможно. Виктор Франкл, автор книги «Скажи жизни: «Да!» не был исключением. Он прошел горнила концлагерей и выжил благодаря смыслам, которые нашел для себя. Но мир, в которой вернулся доктор Франкл, изменился. «А он сам, вышедший из преисподней, казался пришельцем из иного мира», — пишет в книге «Виктор Франкл. Портрет» его ученик психотерапевт с мировым именем Альфрид Лэнгле. Друзья, коллеги, единомышленники помогли ему с устройством на работу, создавали условия для написания книг. При их участии Виктор Франкл стал тем, кем его знает человечество.
Онкопсихологи рекомендуют говорить о своей болезни с родными, просить у них поддержки. Если они не способны её дать, не надо отчаиваться. Можно обратиться к друзьям, вступить в сообщества онкологических пациентов. Анна, чтобы сменить обстановку, пошла учиться. Сначала было сложно адаптироваться к новым условиям. Но она рискнула открыться новым людям, признаться в том, что она слабовидящий человек (внешне это было сложно понять), стала просить о помощи. И в ответ получила много поддержки и понимания.
— Мне в первое время очень не хватало общения. Поэтому я обратилась к своей группе: «Ребята, я хочу лично с каждым из вас познакомиться, услышать и запомнить ваши голоса, — делится опытом Анна. — Я стала интересоваться жизнью каждого, и мне никто не отказывал в общении. Я поняла: надо не стесняться проявлять активность, спрашивать, говорить о себе, о своих потребностях.
Совет № 4. Меняйте навязанный болезнью ритм
Психолог, сотрудник Научно-практического центра медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно-Ясенецкогой Аркадий Харьковский пишет, что «время болезни имеет свои ритмы». Многие из них задаются больницей, например, последовательность курсов терапии, приём лекарств «по часам», и это часто не соответствует внутреннему ритму пациента. Чтобы синхронизировать эти ритмы — необходимо время от времени что-то менять в своей жизни.
— Мне очень помогала смена обстановки, она вдохновляла меня, напоминала, что болезнь — это еще не вся моя жизнь, — вспоминает Анна. — Поэтому я использовала любую возможность выйти и прогуляться в сопровождении родных и близких по ближайшему парку, съездить в храм или на дачу. Как только врачи позволили, я отправилась в путешествие по Абхазии и Армении.
Совет № 5. Найдите дело по душе!
Психологами, да и самой жизнью доказано: нет ничего целебнее продуктивной деятельности. В сложной жизненной ситуации очень полезно сосредоточиться на поиске дела, которое будет приносить радость и наполнять жизнь смыслом.
Все чаще за помощью ко мне стали обращаться люди, которые так же, как и я, столкнулись с онкологическим заболеванием, — вспоминает Анна. — Просили поделиться опытом, рассказать, как правильно поддержать человека в трудную минуту. Поэтому, когда встал вопрос о выборе новой профессии, я выбрала психологическую специальность. В вузе, в который я поступила, доступно дистанционное образование, что дало мне возможность организовывать процесс учебы и определять уровень нагрузки.
— Да, я пока не могу читать книги, но я могу переводить их в аудио формат и слушать. С тех пор, я многому научилась и, заканчивая учебу в институте, я уже готова продолжать свое дальнейшее образование и очно.
С каждым днём я всё ближе к своей мечте — стать психологом, чтобы помогать людям в тяжелых жизненных ситуациях обрести новые смыслы жизни. Сейчас я волонтер организации, которая осуществляет психологическую поддержку онкобольных.
Совет № 6. Составляйте конкретные планы и пробуйте что-то новое
Когда онкопациент остается один на один с болезнью, у него может нарушиться пребывание в настоящем: он либо вспоминает недоступное прошлое, либо страшится плохого будущего. Справиться с этим помогут конкретные планы и радующие занятия.
— Я не могла сидеть в социальных сетях после того, как утратила зрение, — рассказывает Анна. — Однако стала слушать аудиокниги, играть в доступные мне настольные игры (для меня даже сделали большого размера игральные карты) Я встречалась с друзьями, мы ходили в кафе, кино (хотя я не могла смотреть фильмы, но я их слушала). Осуществила свою давнюю мечту — научилась плавать. Временами трудно было возвращаться в «здесь и сейчас». Помогало простое правило: замечать что-то хорошее в каждом дне. Выравненный уровень тромбоцитов, хорошее самочувствие в течение дня, приятный разговор с друзьями, шевельнулся палец на неподвижной руке — я жила этими новостями и выжила!
Совет № 7. Верьте и мечтайте!
Мечты — это ресурс, который питает силу духа. Именно мечты о будущей жизни и вера помогли Анне выстоять на пути к выздоровлению.
— Я знала что буду жить, несмотря ни на что, — говорит Анна. — Поэтому я строила планы на жизнь. Например, пока лежала в больнице, придумывала в голове необычные украшения, представляла, как их буду носить. Много размышляла над тем, что буду делать, когда поправлюсь. И мне это помогало. Сегодня я могу сказать, что рак — это не приговор. Я его расцениваю, как испытание, которое надо уметь пройти. Рак не любит счастливых, веселых и верующих людей. И самая главная задача тех, кто с ним встретился, стать таковыми. И тогда болезнь отступает.
По материалу сайта проекта «Новая жизнь», https://oncology.help