Если спутника жизни не переделать — это ещё не повод работать над собой. К такому выводу нас склоняют модные книжки по психологии. Там рассказывают, что ты прав(а), что ты жертва (обстоятельств, партнёра и т.д.), что надо во что бы то ни стало выходить из такой роли.
После прочтения этих книжек редко у кого возникает вопрос: «Может причина во мне?» А если и возникает, то по железобетонной формуле: «Я, конечно, тоже в чём-то неправ(а), но это не отменяет того, что главным образом неправ кто-то другой…»
Вот два заветных шага, чтобы всё себе объяснить и жить с ощущением собственной правоты:
1) Выбираете жертвой чего и кого вы можете себя считать.
2) Собираете доказательную базу, а лучше — идёте на курсы по психологии или получаете дополнительное психологическое образование.
Последний вариант имеет побочный эффект: можно опытным путём прийти к тому, что «дракон» таился в вас. Тут будьте осторожнее!
Если же оба пункта задались как надо, мы получаем удивительную возможность предъявлять свою правоту партнёру, друзьям, знакомым, Вселенной на качественно новом уровне!!!
Да, тут натыкаемся на ещё один подводный камень: жить с ощущением правоты и быть счастливым — обычно не одно и то же. Но в наше время скорее модно быть правым. А счастье можно и даже модно симулировать. Что такое быть счастливым? Это (как правило) означает работать над собой. Но в «жёлтоконцептуальных» психологических бестселлерах чаще предлагается работать «над другими». На худой конец, уметь повесить на них нужный ярлык. Полноценным счастьем это не назовёшь, но средством достижения удовлетворения — вполне.
Очень вероятно, что будущие психологические бестселлеры будут ругать нынешние, описывая сколько народу от них пострадало. Так принято. Проходит время, новые взгляды на проблемы требуют обесценивания старых, иначе какая новизна? Но это потом. Пока же нам предстоит пережить эпоху разговоров о нарциссических жертвах, травмах, расстройствах и т.д. Нет, я, конечно, не утверждаю, что их не существует, что они не заслуживают внимания. Я лишь говорю о том, что рано или поздно мы начнём говорить о новоиспечённых жертвах «синдрома жертвы». И, например, какая-нибудь концепция нарциссизма подарит нам множество поводов для этого.
«Кто первым надел халат, тот и доктор!»