Толкование на книги Ветхого завета.
Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 19-31, Глава 2, стихи 1-3
19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят. 21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы.
22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; 23 князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим! 25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; 26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: "город правды, столица верная".
27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою; 28 всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся. 29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. 31 И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.
Книга пророка Исайи, Глава 2
01 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. 02 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. 03 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.
В сегодняшнем отрывке речь идёт не только о вероотступничестве еврейского народа — но и предлагается выход: искреннее, целостное, нелицемерное обращение к Богу.
В чем же заключается главная проблема народа, о которой так красочно говорит пророк? В целом, её можно было бы обозначить как приоритет личной выгоды над служением идеалам — нравственным и духовным. Победа эгоцентризма — как бы мы сегодня сказали — над теоцентризмом или духовностью. Расстояние между нами и этими слова пророка — тысячи лет, однако проблемы — одни и те же. Воровство и обман, своекорыстие и взяточничество, подкупность судей и безразличие к социально незащищённым — всё то же самое. И — та же рука Господня, нависшая над людьми — уже готовая приступить к нещадному процессу очищения, отскабливания, отдирания всего налипшего, наносного, ненастоящего.
Мы часто слышим о грехе как о «промахе» или «преступлении». Но у греха есть ещё одна особенность: повторяемый грех превращается в своего рода «ржавчину», которая медленно, но верно поедает своего носителя.
Сначала кажется легкой патиной — даже симпатичной! — потом появляются разводы, затем уже явные ржавые язвы, которые однажды могут превратить некогда крепкий материал в сплошную труху. «Серебро твоё стало изгарью, шлаком» — говорит пророк. Но — в отличие от обычного шлака — «душевный шлак» может быть переплавлен обратно — под сфокусированными лучами Божественного Света, который способен вернуть первозданную красоту материалу.
У ржавчины греха — впрочем, как и у обычной ржавчины — есть одна особенность. Она сразу заметна на чистой, свежей поверхности — но среди других загрязнений легко теряется и пропадает. И вот дальше этот процесс коррозии контролировать крайне сложно: никогда не знаешь, когда наступит тот момент, когда ржавчина станет критичной. Ведь привычка ко греху тем и опасна, что притупляет праведное негодование души на недолжное — и, мало по малу, душевный взгляд притупляется, и не слишком опасная «ржавая сеточка» начинает уверенно разъедать всё вокруг.
Великий Пост дан каждому христианину для того, чтобы провести тщательную ревизию всех наших душевных «патин» и «ржавчин», почистить их трудами подвигов и молитв, омыть едкими слезами покаяния, осознать, насколько глубоко ржа проникла внутрь. И не надо пугаться того, что в ходе этого процесса мы с ужасом увидим, насколько всё плохо, как много гнилого и испорченного: это нормально, более того — это очень хорошо! Почему? Да потому, что это значит, что мы успешно счистили поверхностную грязь, успешно маскировавшую наши главные проблемы!