У нас в стране, как я всё чаще замечаю, вообще какое-то особенное отношение к деньгам. Дети и деньги — это часто в сознании людей настолько далёкие друг от друга вещи, что дети узнают о деньгах только тогда, когда начинают самостоятельно их зарабатывать. Все говорят, что за деньги счастья не купишь, и в то же время гонятся за ними. Так что же происходит?
Чтобы лучше это понять, я предлагаю обратиться к истории о своём собственном детстве. Я жила в небогатой семье. И папа мне всегда говорил: "Деньги — это не самое важное". Причём, сколько я себя помню, зарабатывала в семье всегда мама. И на какие-то поездки с классом, да даже на одежду и обувь, деньги мне приходилось "кляньчить". Карманных денег у меня не было совсем.
Всё это привело к тому, что для меня деньги стали суперценностью, и во взрослом возрасте я стала и за собой (как замечала в детстве за папой) замечать скупость и чрезмерную бережливость. Я не могла расслабиться и купить себе что-то приятное на те деньги, которые заработала! При этом я легко могла дать папе в долг 20 тысяч. И всегда мои деньги уходили только на "необходимое", став только средством к существованию, а не к получению от жизни удовольствия. Я считала буквально каждую копейку.
Но деньги — это только средство, инструмент. Они не должны становиться целью всей жизни. Если же ребёнок вынужден думать только о том, где ему взять денег на вкусняшку, для него деньги — это цель существования. Если родители денег на вкусняшку не дают, он может легко научиться воровать, просить денег у других людей — в том числе и в долг. Эту ли цель преследуют родители, которые не дают карманных денег —вырастить вора, попрошайку или заложника кредитов?
Но карманные деньги — это только во-первых. Составьте с ребёнком статьи расходов этих карманных денег, без тотального контроля с вашей стороны, просто договоритесь о том, куда он их будет тратить. Если ваш ребёнок захочет больше денег, чем вы ему даёте (скажем, хочет накопить на новый телефон), лучше научите его зарабатывать деньги — подстёгивайте его интерес к получению желаемого, обязательно помогайте ему в этом.
Тут важно не бояться. Со временем ребёнок сам научится контролировать свой бюджет, путём проб и ошибок. Задача родителей — дать для этого инструмент.
На все вопросы, связанные с деньгами, лучше отвечать ребёнку максимально честно и тогда, когда он их задаёт. Вообще сейчас есть всякие настольные игры, которые могут научить ребёнка азам в обращении с финансами — та же Монополия. Можно поиграть в импровизированные игры с кредитами и налогами, особенно, когда ребёнок уже начал изучать тему процентов.
Ну и лучший пример правильного отношения к деньгам для ребёнка — это его родители. Если они не склонны к импульсивным покупкам, знают деньгам цену, не гонятся за ними, не превращаются в скупых, не влезают в кредиты без крайней необходимости и уверенности, что всё выплатят, то и у ребёнка всё будет хорошо. Также чаще ходите с детьми в магазин и разъясняйте им правила покупок, скидок, акций и прочего и прочего.