Найти тему

Польза компьютерных игр: рассказываем и доказываем

Оглавление

Часть первая.

«Это всё компьютерные игры виноваты!» — то и дело слышим мы по любому поводу. Такое ощущение, будто в сознании старшего поколения компьютер — это такая демоническая машина, а игры все сплошь пронизаны насилием и жестокостью. Не будем отрицать, такие игры тоже есть, но с тем же успехом можно заявлять, что все фильмы несут в мир жестокость, основываясь только на примере «Техасской резни бензопилой».

Мы приведём несколько аргументов в защиту компьютерных игр, немного расскажем о пользе, которую они могут приносить, и представим хорошие примеры. Это первая часть большой статьи.

Творческое мышление, способность созидать

Самую большую творческую свободу, пожалуй, дарят «песочницы» (англ. sandbox). Неоспоримым лидером в своём жанре уже много лет остаётся игра Minecraft, которая не нуждается в представлении, но в двух словах всё же о ней расскажем: из всевозможных типов кубиков игрок может построить буквально всё что угодно, от фермы до замков и космических кораблей колоссальных размеров — примерно как виртуальный конструктор Lego. Возможности ограничены только воображением — и формой кубиков. Помимо режима мирного строительства, есть и режим выживания, при котором игрок сталкивается с противниками ночью, в тёмных пещерах и во враждебных альтернативных измерениях.

Что интересно, японский учитель информатики и английского Хидэкадзу Сёто из города Киото выиграл престижную премию Global Teacher Prize за использование Minecraft в образовательном процессе: его ученики практиковались в общении, играя на англоязычных серверах с ребятами из США, Британии, Австралии и т. д.

Совсем другое дело — The Sims (1–4), одна из самых спокойных и мирных игр (забудем про бассейны без лестницы). Это симулятор жизни, в котором нужно управлять человечками — симами, удовлетворять их потребности, развлекать их, строить их карьеру и отношения и так далее. А больше всего времени хочется посвятить строительству и обустройству дома — это самая креативная составляющая игры, развивающая вкус и понимание интерьерного дизайна.

-2

Элементы песочницы ввела компания Bethesda, выпустив Fallout 4, где по всей территории вокруг постапокалиптического Бостона можно строить поселения, которые необходимо защищать от мутировавшей фауны и бандитов, снабжать водой, едой и энергией. Доступно огромное количество всевозможных строений, которых становится ещё больше с дополнениями и модами — большой простор для фантазии.

-3

Ещё более пристально на энергоснабжении, добыче ресурсов и строительстве сосредоточена Satisfactory. Игрок оказывается на другой планете, где он может не только исследовать открытый мир, его необыкновенную флору и фауну, но и с помощью ресурсов возводить поражающие воображение здания: железная дорога может окольцевать всю планету, а атомный реактор будет выбрасывать отходы, которые необходимо утилизировать, чтобы избежать опасного загрязнения.

-4

Логическое мышление и поиск нестандартных решений

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что головоломки полезны. Но мы говорим не только о простых мобильных играх. Необычные головоломки стали обязательным атрибутом представителей жанра survival horror, как серии Silent Hill и Resident Evil, Amnesia и Penumbra.

-5

Для тех, кто не любит ужасы, есть, например, невероятно красивая The Room (1–3) с поразительными механизмами, шкатулками, замками, волшебными линзами и т. п. В игровом процессе задействованы как классические головоломки, так и собственные интересные наработки серии. Все игры серии связаны занимательным сюжетом и пронизаны духом авантюры и исследования.

-6

Интересная серия игр в жанре room escape (англ. «сбежать из комнаты») от нидерландского разработчика Rusty Lake Cube Escape. Создателей вдохновил культовый сериал «Твин Пикс», все игры связаны общим сюжетом, пронизанным мистикой, и, конечно, наполнены всевозможными головоломками.

-7

Но не только пазлы в играх служат тренажёром для мозга. Такие экшн-игры, как Dishonored (1, 2), Thief, Deus Ex (Human Revolution, Mankind Divided), предлагают игроку самостоятельно выбирать стиль прохождения: побеждать противников в открытом бою, устранять врагов незаметно или вовсе искать обходные пути в канализации, вентиляции, под потолком, с применением способностей, снаряжения и т. п. Конечно, такой мирный и бесшумный стиль требует определённой смекалки и терпения.

-8

***

Это далеко не всё, что можно сказать в пользу компьютерных игр. Что бы вы добавили? В какие игры играют ваши дети или, может, вы сами?