Часть первая.
«Это всё компьютерные игры виноваты!» — то и дело слышим мы по любому поводу. Такое ощущение, будто в сознании старшего поколения компьютер — это такая демоническая машина, а игры все сплошь пронизаны насилием и жестокостью. Не будем отрицать, такие игры тоже есть, но с тем же успехом можно заявлять, что все фильмы несут в мир жестокость, основываясь только на примере «Техасской резни бензопилой».
Мы приведём несколько аргументов в защиту компьютерных игр, немного расскажем о пользе, которую они могут приносить, и представим хорошие примеры. Это первая часть большой статьи.
Творческое мышление, способность созидать
Самую большую творческую свободу, пожалуй, дарят «песочницы» (англ. sandbox). Неоспоримым лидером в своём жанре уже много лет остаётся игра Minecraft, которая не нуждается в представлении, но в двух словах всё же о ней расскажем: из всевозможных типов кубиков игрок может построить буквально всё что угодно, от фермы до замков и космических кораблей колоссальных размеров — примерно как виртуальный конструктор Lego. Возможности ограничены только воображением — и формой кубиков. Помимо режима мирного строительства, есть и режим выживания, при котором игрок сталкивается с противниками ночью, в тёмных пещерах и во враждебных альтернативных измерениях.
Что интересно, японский учитель информатики и английского Хидэкадзу Сёто из города Киото выиграл престижную премию Global Teacher Prize за использование Minecraft в образовательном процессе: его ученики практиковались в общении, играя на англоязычных серверах с ребятами из США, Британии, Австралии и т. д.
Совсем другое дело — The Sims (1–4), одна из самых спокойных и мирных игр (забудем про бассейны без лестницы). Это симулятор жизни, в котором нужно управлять человечками — симами, удовлетворять их потребности, развлекать их, строить их карьеру и отношения и так далее. А больше всего времени хочется посвятить строительству и обустройству дома — это самая креативная составляющая игры, развивающая вкус и понимание интерьерного дизайна.
Элементы песочницы ввела компания Bethesda, выпустив Fallout 4, где по всей территории вокруг постапокалиптического Бостона можно строить поселения, которые необходимо защищать от мутировавшей фауны и бандитов, снабжать водой, едой и энергией. Доступно огромное количество всевозможных строений, которых становится ещё больше с дополнениями и модами — большой простор для фантазии.
Ещё более пристально на энергоснабжении, добыче ресурсов и строительстве сосредоточена Satisfactory. Игрок оказывается на другой планете, где он может не только исследовать открытый мир, его необыкновенную флору и фауну, но и с помощью ресурсов возводить поражающие воображение здания: железная дорога может окольцевать всю планету, а атомный реактор будет выбрасывать отходы, которые необходимо утилизировать, чтобы избежать опасного загрязнения.
Логическое мышление и поиск нестандартных решений
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что головоломки полезны. Но мы говорим не только о простых мобильных играх. Необычные головоломки стали обязательным атрибутом представителей жанра survival horror, как серии Silent Hill и Resident Evil, Amnesia и Penumbra.
Для тех, кто не любит ужасы, есть, например, невероятно красивая The Room (1–3) с поразительными механизмами, шкатулками, замками, волшебными линзами и т. п. В игровом процессе задействованы как классические головоломки, так и собственные интересные наработки серии. Все игры серии связаны занимательным сюжетом и пронизаны духом авантюры и исследования.
Интересная серия игр в жанре room escape (англ. «сбежать из комнаты») от нидерландского разработчика Rusty Lake — Cube Escape. Создателей вдохновил культовый сериал «Твин Пикс», все игры связаны общим сюжетом, пронизанным мистикой, и, конечно, наполнены всевозможными головоломками.
Но не только пазлы в играх служат тренажёром для мозга. Такие экшн-игры, как Dishonored (1, 2), Thief, Deus Ex (Human Revolution, Mankind Divided), предлагают игроку самостоятельно выбирать стиль прохождения: побеждать противников в открытом бою, устранять врагов незаметно или вовсе искать обходные пути в канализации, вентиляции, под потолком, с применением способностей, снаряжения и т. п. Конечно, такой мирный и бесшумный стиль требует определённой смекалки и терпения.
***
Это далеко не всё, что можно сказать в пользу компьютерных игр. Что бы вы добавили? В какие игры играют ваши дети или, может, вы сами?