Найти в Дзене

«Тайная вечеря», Тинторетто

1592—1594г. Холст, масло. Размер: 365 × 568 см. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Эта работа — последнее обращение художника к одной из любимых своих тем. «Тайная вечеря» по праву считается венцом творчества мастера, его самым большим достижением в живописи. Картина восхищает смелостью композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали.
В полотне поражает все – и его размеры, и сложность композиции. В нем умело переплетены детали реальной, обычной жизни, и библейские элементы. Сюжет картины очень популярный, часто использовавшийся художниками и задолго до Тинторетто, и после него. Это Тайная вечеря, пасхальный ужин, после которого Христос был захвачен римлянами и казнен.
На полотне запечатлен сакральный момент преломления хлеба, когда Христос произнес фразу «Сие есть тело мое». Это положило начало одному из величайших церковных таинств – Евхаристии. Это таинство мы знаем под именем Святого Причастия, где хлеб и вино символизируют кровь и плоть Христову.
Поме

1592—1594г. Холст, масло. Размер: 365 × 568 см. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Эта работа — последнее обращение художника к одной из любимых своих тем. «Тайная вечеря» по праву считается венцом творчества мастера, его самым большим достижением в живописи. Картина восхищает смелостью композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали.

В полотне поражает все – и его размеры, и сложность композиции. В нем умело переплетены детали реальной, обычной жизни, и библейские элементы. Сюжет картины очень популярный, часто использовавшийся художниками и задолго до Тинторетто, и после него. Это Тайная вечеря, пасхальный ужин, после которого Христос был захвачен римлянами и казнен.

На полотне запечатлен сакральный момент преломления хлеба, когда Христос произнес фразу «Сие есть тело мое». Это положило начало одному из величайших церковных таинств – Евхаристии. Это таинство мы знаем под именем Святого Причастия, где хлеб и вино символизируют кровь и плоть Христову.

Помещение, где находится Иисус Христос и его последователи, освещено двойными лучами света – земного, льющегося из подвешенного светильника, и божественного, струящегося от головы самого Божьего сына и его апостолов. Он буквально вырывает из мрака отдельные фрагменты, украшая всю картину эффектными золотыми бликами.

В картине впечатляет не только величина и наличие множества фигур в сложных позах, но и умелое использование перспективы и ракурса. Композиция построена таким образом, что зритель видит происходящее с точки находящейся немного выше, чем все помещение с персонажами. Мастеру великолепно удалось передать объем и глубину пространства, на полотне изображено очень большое помещение, это, скорее, таверна, чем частное жилище, как описано в Библии, но такой прием позволил вписать в свободную композицию намного больше деталей и элементов.

Мифологические детали
• Иуду Искариота — будущего предателя — мастер написал сидящим на краю стола, тем самым отделив его от других учеников Христа. Этим композиционным приёмом пользовались многие художники.
• Справа помещены фигуры людей, прислуживающих Христу и Его ученикам. О месте Тайной Вечери в Библии говорится достаточно неопределённо. У Тинторетто она происходит скорее на постоялом дворе, чем в обычном городском доме.
• На переднем плане изображены собака, грызущая кость, и кошка, пытающаяся забраться в корзину. Такие бытовые детали характеры для манеры Тинторетто.
• Мерцающий нимб вокруг головы Христа и призрачные фигуры ангелов свидетельствуют о неподражаемом умении Тинторетто работать со светом.