Музыкальное программирование произвело революцию в создании произведений. Теперь музыка делается структурированной и согласованной с ритмом метронома, а о лишних звуках и неровных вступлениях можно просто забыть. Даже играть на инструментах теперь необязательно: все дорожки можно «нарисовать» на компьютере. Но многие продолжают использовать физические контроллеры (синтезаторы, семплеры и пр.) и конечно работают с живыми инструментами, на мастерское овладение которыми уходят годы. Что же делать начинающему артисту, у которого ещё нет достаточной беглости пальцев и чувства ритма, но который хочет красиво и ясно донести свою музыкальную идею? На помощь приходит невероятно удобный процесс под названием квантайз. 🦾
Квантайз – это функция внутри музыкальных редакторов, позволяющая автоматически отредактировать записанные звуки в соответствии с заданным темпом. Скажем, вы сыграли мелодию на пианино, записали её в компьютер. Но так как вы человек, ваше исполнение на доли секунд не совпадает с чётко выверенной ритмической структурой: где-то вы сыграли чуть длиннее, где-то чуть резче, где-то замедлились. Чтобы привести ваше исполнение в порядок, вы выделяете нужный фрагмент и в опциях выбираете «квантизацию». В зависимости от ваших нужд программа автоматически изменит время начала и конца нот, а также скорректирует их длительность таким образом, чтобы они соответствовали темпу. ⏱
Более того, вы можете использовать квантайз ещё на стадии записи партии: в таком случае ноты будут выравниваться в реальном времени.
Многие продюсеры выступают против квантайза, обвиняя его в убийстве музыки как вида человеческой деятельности, ведь он идеализирует партию, делая её математически безупречной. Но какова цена? Уходят те самые неровности, огрехи и «ошибки», которые мы распознаём благодаря знанию правильной звуковой структуры, и которые вносят в исполнение индивидуальность. Отчасти именно они формируют авторский почерк. ☝🏻
Мы скажем, что всё не так однозначно. Использование квантизации наиболее органично электронной и особенно танцевальной музыке. Там этот процесс необходим: важно дать чёткий и предсказуемый ритм, который мог бы организовать движения людей. Но «исправлять» рок- или блюз-композицию, в которых особо ценится живость и спонтанность исполнения, скорее не стоит, иначе композиция получится несколько деревянной и слишком механистичной. 🤖
Чтобы не пропустить новые посты об особенностях музыкального продюсирования и не только - подписывайтесь на телеграм-канал Центра истории современной музыки!