В конце июня сего года талантливые творческие ребята из города Хабаровска запустили в небо «Мегаптиц». Так называется новый альбом молодой поп-рок группы «Поль Бемоль». Увидев его в списке новинок, я чуть было не прошел стороной, но потом послушал, и материал показался мне любопытным. Стало интересно, что музыканты выпустили до этого. Оказалось, что группа молодая, работает с середины 2010-х годов. С учетом новинки в их дискографии уже четыре альбома, все они разные по настроению и содержанию. Каждый альбом – это эксперимент, как заявляют музыканты, но в то же время можно выделить и общие характерные черты. Коллектив делает легкую для восприятия, но отнюдь не пустую и не глупую музыку. В этой статье решил обзорно познакомить читателей не только с их свежим релизом, но и с творчеством в целом.
Роко-попс - такое определение сами музыканты дают своему творчеству. Употребление этого понятия уже говорит о многом. Словечко, выпущенное в середине 90-х годов из уст выходца с Дальнего Востока Ильи Лагутенко удачно «прижилось», обозначив целый пласт отечественной рок-культуры. С одной стороны, когда слышишь слово «роко-попс», одной стороны, сразу многое становится понятно, появляются определенные ожидания и представления о том, что может представлять собой музыка. Но с другой стороны, под «грифом роко-попса» очень часто объединяются совершенно разные музыканты.
К чему я развел это рассуждение? При знакомстве с творчеством группы «Поль Бемоль» я очень чутко почувствовал разные грани и «суть» роко-попса как явления в отечественной музыке. В случае группы «Поль Бемоль» рокопопс - это музыка, в которой непосредственная и задорная «рок-н-ролльность» дополняется лиризмом, меланхоличностью и характерной для отечественной рок-музыки «вдумчивостью», а весь этот набор подается в музыкальной оболочке, сочетающей легкие, запоминающиеся и «парящие» мелодии с драйвом и особой внутренней энергетикой. Таким в самых общих чертах представляется творческое пространство, в котором существует коллектив «Поль Бемоль». Хабаровские музыканты представили своего рода «собирательный образ» русского роко-попса, как определенной эстетической линии, в которой работает целая плеяда как именитых, так и малоизвестных и начинающих исполнителей.
«Поль Бемоль» – это как раз тот случай, когда музыка, на первый взгляд, представляется очень характерной и не оставляет ощущение, что подобное уже много раз было в нашей музыке и в разных вариантах. В голове возникает целая вереница мимолетных ассоциаций, но после прослушивания понимаешь, что творчество группы индивидуально и не похоже ни на кого.
Музыкальный материал заставляет думать о том, что, выбрав давно проторенную в отечественной музыке дорожку, музыканты идут своим путем, и это самое ценное для подобного рода команд. Работая в привычной и понятной нише, музыканты нашли свой почерк, собрав под одним куполом знакомые русскому меломану черты, отсылающие и к классике русского рока, и к «музыкальному совку», и «обновленному почерку» русского рока нулевых. Группа пропустила их через себя, интерпретировала, подала под собственным соусом. Закостенелое, полузабытое и забытое вновь заиграло свежими красками, благодаря дуновению легкого дальневосточного ветерка, который вместе с творчеством группы «Поль Бемоль» донесся до нас из Хабаровска.
Описанные выше тенденции проявились на первом альбоме коллектива «На велике в Могуче», который вышел в 2016 году. Пластинка получилась легкой во всей широте понимания этого термина. Очень непосредственный и местами даже воздушный, простой, но в то же время загадочный, с долей романтики и интеллигентской придурковатости альбом, на первый взгляд не побуждающий воспринимать себя всерьёз, оказывается достаточно многоликим и тонким.
Обращает на себя внимание немного странный игровой заголовок дебютного релиза. «Игра слов» - характерная черта творчества коллектива, к которой группа часто прибегает в своих песнях и даже в названии самого коллектива. Оно, как это часто бывает, родилось случайно. Группа начала свой творческий путь, уже создавала материал, но оставалась безымянной. Удачное словосочетание нашлось лишь на записи первого альбома, когда гитара оказалась настроена на четверть тона ниже, то есть на пол бемоля, отсюда и выродился «Поль Бемоль», озаглавивший группу. Название вызывает прямые ассоциации с музыкой и напоминает мужское имя французского происхождения.
С Францией название группы очевидно никак не связано, однако «французская тема» нашла своё отражение в творчестве коллектива. В составе второго полноформатного альбома «Мы как дети» есть песня Oui. (фр. Да). Это легкая и непосредственная, но в то же время лиричная, красивая композиция. В атмосфере песни чувствуется «французистость», аранжировка и подача органично дополняют содержание.
Весь альбом «Мы как дети» - средоточие творческого облика коллектива, проявление его различных граней формата и воплощения роко-попса. Это очень цельная пластинка, на которой объемно представлена широкая палитра настроений, жанровых и эстетических проявлений, отсылок к классикам и собственных удачных находок, балансирование между серьёзкой и несерьёзкой, ироничностью и меланхоличностью.
Ирония присутствует во многих треках коллектива от альбома к альбому. Ироничным, самокритичным и даже пародийным кажется трек «Продайте мне гитару». Песня на избитую тему – о судьбе музыканта и начале творческого пути, но музыканты подошли к ней по-свойски, в шутливой форме они обыгрывают стремление молодых исполнителей быть похожими на грандов. В песне упоминаются имена выдающихся гитаристов. Это своего рода «шутка на полном серьёзе».
Задорная композиция отражает извечную тему, заставляя задуматься и намекая, в том числе, и на «детерминированность» самих музыкантов, не случайно же их музыка «навевает» самые разнообразные ассоциации из мира отечественного рока. В эстетике, в атмосфере и в речитативной частях есть что-то от «Несчастного случая», такая ироничная рок-н-рольность «кортневского типа». Конечно, такая ассоциация весьма условна и многим покажется неуместной, но, пожалуй, она наиболее конкретная из всех возможных.
Вообще ассоциативный ряд при прослушивании альбома «Мы как дети» получился крайне неожиданным и разнообразным. Если пластинка «На велике в Могуче» фрагментарно напоминала то «Жуков», то «Конец фильма», то «нечто среднее между всем, что когда-либо было в смежных нишах», то вторая пластинка явила эстетические черты грандов русского рока. Некоторые моменты напомнили мне БГ, а песня «Понедельники» по подаче и эстетике вообще зарифмовалась с «Пикником» - одной из самых самобытных и ни на что не похожих групп русского рока. Восприятие музыки у каждого индивидуально, и совсем не факт, что то, что услышал я, также явственно представится другим меломанам.
Множественность мимолетных и едва уловимых ассоциаций только подтверждает «творческую самость» коллектива, взращённого на образах русского рока, переваривших его и сделавших свой отличный, качественный продукт, который по логике здравого смысла должен быть тепло принят широким кругом меломанов.
Третий альбом «Нинзям нельзя» стоит особняком в творческом наследии коллектива, разительно выделяясь на фоне искусно сотканного полотна первых двух альбомов и резко контрастируя со свежими «Мегаптицами». На этой пластинке музыканты вдоволь похулиганили, раскрыв свой творческий потенциал с другой стороны и доведя до абсолюта свою способность к «жонглированию образами». Музыканты коллектива характеризовали «Нинзям нельзя» как альбом, на котором есть место любой «шизанутой песне». Альбом, на первый взгляд, действительно получился немного «сумасшедшим», однако по содержанию далеко не глупый, и воспринимать его как «чистый прикол» точно не стоит.
Ну и наконец «Мегаптицы», альбом записанный в непростые для страны времена «всеобщей самоизоляции», продолжает линию, намеченную на первых двух альбомах и демонстрирует явное развитие. Эта вдумчивая, философствующая работа. В интервью группа рассказала, что альбом повествует о любви. К столь избитой теме группа в свойственной ей манере подошла с самых ракурсов, представив слушателям проявления любви во всём их многообразии. Здесь мы услышим яркие, созданные в лучших традициях русского рока и характерные для кластера роко-попса хитовые композиции, вроде «Путешествовать по рекам» и размышлизмы, открыто настраивающие на философский лад. Примером может послужить композиция «Воробей».
Любовная тема, раскрывающая различные аспекты отношений между полами, пожалуй, самая частая и самая «проработанная» в творчестве группы. Образы и мотивы «рок-н-ролльно детерминированной» любовной лирики протягивают мостик от первого альбома к «Мегаптицам».
Выделяется четвертый альбом и экспериментами со звучанием, музыканты полностью отказались от клавишных инструментов, которые играют заметную роль в аранжировках. На этот раз ставка сделана на гитары, благодаря чему саунд получился более плотным и резким, в очередной раз демонстрируя «рок-н-ролльную» ориентацию коллектива.
При первом ознакомлении музыку группы хочется охарактеризовать стереотипной фразой «ничего особенного», но что-то в ней такое есть и это «что-то» - безудержный и неуловимый творческий полет, выраженный в многообразных, порой нестандартных образах. Своей музыкой группа охватывает широкий диапазон чувств и эмоций, от банального до многозначительного, от приземленного до возвышенного.
Мне группа неожиданно понравилась, я даже забрал ряд их композиций к себе в плейлист. Приятно, порой, делать интересные случайные открытия. Надеюсь и среди моих читателей найдутся те, кому творчество хабаровчан придется по душе.
Текст написан автором исключительно в ознакомительных целях по личной инициативе, не носит рекламного характера. Мнение автора в некоторых моментах может не совпадать с позицией музыкантов и других слушателей. Материал не претендует на полноту и глубину анализа и не транслирует истину последней инстанции.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной сферы, чем музыковедение.