Как-то, лет пять назад, я услышала такое выражение – «Быть женщиной – это искусство. Она должна принадлежать своему мужчине. И при этом оставаться личностью». Тогда оно поразило меня своей глубиной и недостижимостью. И я задалась целью прийти к ЭТОМУ, прочувствовать ЭТО на себе. Тогда я даже не понимала, что это за искусство такое и как этого можно достичь. Слово «принадлежать кому-то» меня отталкивало само по себе. Но в дополнении к словам «оставаться личностью» казалось магическим и притягивающим. Логически эти два понятия казались противоположными, но уже тогда я почувствовала, что в этой противоположности, в промежутке между этими двумя крайностями и кроется секрет истинной женственности, того самого искусства быть женщиной.
Я читала литературу на эту тему. Не целенаправленно, а когда она попадала мне в руки. А в руки она попадала мне с завидным постоянством. Читала мнения отечественных и зарубежных ученых. То приближалась к своей цели, то отдалялась от нее. И, в итоге, наткнулась на авторскую работу Т.Б. Василец. В ней рассказывалось о женских и мужских ролях. О том, что в каждом человеке есть ряд женских и мужских ролей, их целый спектр и они очень разнообразны и интересны. Они есть в каждом, разница лишь в том – включены, инициированы ли они в человеке или находятся в латентном, скрытом состоянии. И от того какие роли включены, а какие нет, очень зависит поведение человека, позиционирование себя в обществе.
Параллельно ко мне приходили клиенты с совершенно различными жизненными ситуациями. Например, : «Я такая хорошая жена/хозяйка и мама, а муж мне изменил. Почему? Как он мог?» Или: «Я такая красивая, умная, готовая создать семью, а любимый мужчина уже несколько лет не предлагает выйти замуж. Как же он не понимает, что время давно пришло?» И таких примеров масса. Я начала задумываться и проводить параллели. Ведь все эти женщины говорили о своих ролях и несоответствиях их представлений или желаний с реальностью.
Таким образом, я сделала вывод о прямой зависимости наличия всех этих ролей в человеке (в данном случае я говорю о женщинах) и искусстве быть женщиной, счастливой женщиной. Я поняла, что женщина – это гибкое и многогранное создание. В жизни она должна обладать целым набором ролей, чтобы прослыть верным другом, обольстительной и сексуальной женщиной, умелой женой, мамой и хозяйкой, надежным тылом и вдохновительницей для своего мужчины. И все эти социальные роли соответствуют следующим внутренним ролям:
Ведьма – хранит сакральную информацию и дозировано делиться ей. Она заигрывает, флиртует с мужчинами, но пока не подпускает их близко. Эта роль соответствует подростковому возрасту. Именно тогда она и инициируется, пробуждается в женщине.
Амазонка – соперничает с мужчиной, провоцирует его, проверяет силу. Она самодостаточна, живет в сообществе себе подобных. Мужчины нужны здесь только лишь для продолжения рода.
Гейша – посвящает мужчину в тайну близости с женщиной. Гейша принимает, любит и уважает свое тело, умеет формировать его и управлять им в полном смысле слова. Это та ступень развития, когда мужчина видит в женщине именно женщину, а женщина уже владеет сокровищем эротической и эстетической женской силы. Ее целебные свойства начинают проявлять в мужчине наиболее романтические из его устремлений. Гейша, ощущая себя женщиной, умеет создать для мужчины ту духовную питающую среду, где он особенно полно чувствует себя мужчиной. Она знает его сильные и слабые стороны, знает, какой бальзам пролить на его душевные раны.
Жена/мать – принимает семя и дает мужчине возможность продолжить род. Происходит интеграция через постижение самого глубокого смысла неразрывного единства: жена = женщина. Здесь образуется точка слияния внутренних структур жены и матери. Созидание нового, новой жизни.
Королева – обустраивает среду, распределяет функции и обязанности в семье, социуме, заботиться. Глубокое чувство собственного достоинства.
Фея – оберегает психический мир мужчины, вдохновляет, исцеляет, помогает, одаривает. Но ее источник энергии неиссякаем, он самопополняется.
Богиня – помогает мужчине в процессе созидания. Это высшее предназначение женской энергии.
То есть, получается, что те клиентки, которые говорят о том, что они замечательные хозяйки и мамы, но им изменяют мужья, не имеют в своем арсенале ролей соблазнительных, сексуальных женщин, вдохновительниц. А те, кто уже долгое время не может получить предложение «руки и сердца» - попросту не имеют в своем арсенале активных ролей хозяйки, жены, мамы. Конечно, все это очень индивидуально и нельзя говорить однозначно. Но для меня с тех пор открылась та самая завораживающая тайна искусства быть женщиной. Она кроется в пробуждении в себе и применении в жизни универсального набора женских ролей.
Я применяю эту теорию в своей работе и вижу ощутимые результаты. А недавно я со своей коллегой Марией Хачатуровой решила соединить эту теорию с психодрамой (методом психологии, которым мы работаем) и мы создали тренинг «По пути к своей Богине». В нем можно исследовать свои роли и пробудить недостающие, желаемые. Он подходит как для неглубокой, исследовательской работы, так и для глубокой проработки конкретных личностных сложностей.
И сейчас я с полной уверенностью заявляю «Быть женщиной – это искусство! Она должна принадлежать своему мужчине. И при этом оставаться личностью!» И все это вполне достижимо и возможно. Ведь женщина – это очень гибкое, разносторонне и многогранное создание. Стоит только пустить в ход свою мудрость и быть открытой к новым ролям, совершенствовать уже существующие. Ведь каждая из нас в душе актриса!