Многие из вас наверняка слышали об обеспечении функции валютного контроля, однако не до конца понимают, что это такое и для чего эта функция реализуется государством. Предлагаем разобраться, что скрывается за этим понятием, в каких случаях оно применяется, какие функции выполняет и как учитывать его требования при осуществлении импортных и экспортных операций.
Немного теории
Сейчас будет много слова «валютный», даже иногда будет похоже на тавтологию, однако придется немного потерпеть: другое определение, более точно трактующее это понятие, найти сложно. Цитируем практически напрямую: это контроль органов и агентов государства, наделенных определенными полномочиями в сфере валютного контроля, чьи действия направлены на обеспечение соблюдения валютного законодательства, причем исключительно в момент проведения валютных операций.
Если валютный контроль в какой-то момент становится слишком строгим, то в стране развивается черный рынок, где и происходит неконтролируемый обмен валюты. Как результат, мы имеем два курса: номинальный, установленный государством, но при этом не работающий, и реальный, в соответствии с которым проводится нелегальный обмен. При больших объемах обмена возникает целый сегмент незаконного обмена. Подобная ситуация имела место в бывшем СССР, где хождение иной валюты, кроме советских рублей, было запрещено в принципе, однако существовал мощный черный рынок, и курс обмена там была совершенно другим, нежели тот, который использовался для обмена, к примеру, иностранным туристам, приехавшим в страну.
Функция валютного контроля тесно и неразрывно связана с другой аналогичной функцией – валютного регулирования. Можно даже сказать, что она проистекает из нее. Сначала соответствующие органы создают правила игры (регулируют валютный рынок), а потом контролируют, насколько эти правила соблюдаются.
Кто осуществляет регулирование?
Кто в современной России играет роль органов валютного регулирования и контроля? Основных игроков три:
- главный исполнительный орган – Правительство РФ;
- орган, занимающийся регулированием валютного рынка - Центральный Банк РФ;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, также относящаяся к исполнительной власти, как видно из названия, занимающаяся надзором (одной из производных контроля).
Именно они устанавливают правила игры, которые должны соблюдать другие игроки валютного рынка: так, например, официальный курс российского рубля ко всем значимым иностранным валютам, которые каждый день устанавливает Центробанк, является как раз одним из инструментов валютного контроля.
Агентами валютного контроля, то есть теми организациями, которые реализуют разработанные правила работы на валютном рынке, выступают:
- уполномоченные банки, которые подчиняются Центральному банку РФ;
- Внешэкономбанк (государственная корпорация, которая носит официальное название «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»);
- держатели реестра ценных бумаг, знающие владельцев тех или иных ценных бумаг;
- органы таможни;
- налоговые службы.
Законодательная основа
Вся деятельность, связанная с валютным контролем, проводится на основании главного документа – Федерального закона, который был издан 10 декабря 2003 года и числится под номером 173-ФЗ. Он так и называется – «О валютном регулировании и валютном контроле». В него постоянно вносятся изменения и дополнения – так, последние начали работать 31 мая 2020 года. Всего за 2018 год было внесено 10 поправок, в 2019 году – 3 поправки. Это напрямую свидетельствует о постоянном реформировании сферы (начат этот процесс в 2018 году), поиске наилучших условий для функционирования механизма валютного контроля. Специалисты утверждают, что благодаря усилиям Правительства РФ российское валютное законодательство с каждым годом становится все либеральнее и дружественнее по отношению к тем, кто должен выполнять его требования.
Этот документ содержит информацию о том, как должны действовать все участники этого рынка: уполномоченные органы, агенты, а также те, кто в силу своей деятельности должен соблюдать валютное законодательство. Кроме этого закона, контроль осуществляется за счет приказов и распоряжений, которые практически ежедневно издает Центробанк, особенно в период нестабильной ситуации и колебания курса. Так, к примеру, 16 августа 2017 года была издана Инструкция Банка России за номером 181-И. Она содержит информацию о порядке представления резидентами и нерезидентами в банки, уполномоченные проводить валютные операции, документов и информации. Эти данные касаются основных аспектов осуществления ими валютных операций. Кроме того, в инструкции содержатся формы учета и отчетности по проводимым валютным операциям, а также порядок, в котором они должны предоставляться, и сроки.
Нельзя забывать и про другие законодательные акты: например, «Кодекс РФ об административных нарушениях», в котором содержится статья 15.25 «Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования».
Какие операции подлежат валютному контролю?
Говоря о перечне подобных операций, мы будем опираться на понятия «резидент» и «нерезидент», надеемся, что они знакомы читателю. Для тех, кому точно не знакомы подобные определения, напомним: начиная с 2018 года, валютными резидентами считаются любые граждане, имеющие российское гражданство, даже если они проживают за рубежом, но не более полугода (а если быть точнее, то 183 дней в году).
Так вот в случае, если речь идет о резидентах РФ, то контролю подлежат:
- безналичные переводы (отток) и поступления (приток) средств в иностранной валюте (исключение тут составляют сделки по покупке или продаже валютных ценностей по договорам с банками);
- безналичные переводы в национальной валюте (российских рублях) от нерезидентов или в их пользу.
Если речь идет о нерезидентах, то контролю подлежат безналичные переводы в валюте Российской Федерации (то есть российские рубли).
Как можно заметить, все российские компании, занимающиеся импортными или экспортными операциями, являются объектами валютного контроля. И тут, не полагаясь на их порядочность и ответственность в исполнении своих обязательств, законодатель обязал валютного агента (в данном случае финансовое учреждение) выполнить все функции, связанные с валютным регулированием и контролем. То есть предприятию даже не надо никуда подавать отчетность – за них это сделает банк.
Какие изменения введены с 2020 года?
Ряд изменений, которые вступили в действие с начала текущего года, заслуживает отдельного упоминания.
Во-первых, гражданам России разрешили открывать счета в иностранных финансовых организациях. Ранее такое разрешение касалось исключительно банков, а сегодня расширилось, к примеру, на зарубежные инвестиционные фонды. Так что, если иностранная организация в соответствии с местным законодательством имеет право привлекать и размещать денежные средства, то россиянин может воспользоваться этой возможностью. Не стоит забывать о том, что о движении денег на иностранных счетах (а уже и в иностранных инвестиционных фондах) следует отчитываться примерно по той же схеме, по которой заполняется Декларация о доходах.
Во-вторых, российские граждане, проживающие за пределами РФ, могут рассчитываться с другими российскими гражданами, проживающими на ее территории, в национальной валюте (в российских рублях). Ранее общее правило, содержащееся в основном законе «О валютном регулировании и валютном контроле», не разрешало российским гражданами производить между собой расчеты, к примеру, в долларах США. Многим это ограничение казалось бессмысленным, а вот теперь оно снято.
В-третьих, ограничения по использованию иностранных счетов снимаются. Право открывать счета у российских граждан появилось достаточно давно, однако эта процедура была сопряжена с большим числом ограничений. Теперь многие из них сняты, особенно если банк находится на территории государств, входящих в ФАТФ или ОЭСР. Напомним, что ОЭСР — это Организации экономического сотрудничества и развития, а (ФАТФ) — Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег. Примечательно, что сама Россия является членом ФАТФ, но не является членом ОЭСР. Еще одно требование гласит: банк находится в стране, которая участвует в автоматическом обмене финансовой информацией с Россией. Успокаивает тот факт, что большинство европейских стран удовлетворяют этим двум условиям, а значит, россияне могут свободно размещать там средства, не думая о требованиях валютного контроля.
Ну и последнее, самое радостное в первую очередь для экспортеров событие — это смягчение требований относительно обязательной репатриации выручки от внешнеторговых сделок. До текущего года все поступления от экспортных операций должны были зачисляться на российский счет. Санкции за нарушение этих норм валютного контроля были достаточно жесткими, вплоть до конфискации выручки. Начиная с 2020 года, если речь идет об экспортере несырьевой сферы, то от обязанности репатриировать свою выручку он освобождается, если соблюдено главное условие: расчеты по внешнеторговому контракту используют в качестве основной валюты российский рубль, а валютная выручка пересчитывается в зависимости от курса.
Что касается экспортеров сырьевой сферы (в первую очередь природных ресурсов), то в этом году им разрешено не возвращать лишь 10% от суммы контракта. Доля разрешенной к невозвращению выручки будет постоянно увеличиваться, пока не достигнет 100% в 2024 году. Опять же, все это становится возможным для контрактов в российских рублях, а вот для контрактов в иностранной валюте требование к репатриации остается обязательным. Многие эксперты считают, что это – первая ласточка к настоящей либерализации сферы валютного контроля, а значит, последуют и другие смягчения.