Власти обещали, что поправки гарантируют защиту россиян и национальных интересов. Но после следующих выборов в Госдуму все может измениться.
В России только закончилось совершенно невероятное и феерическое зрелище – голосование по вопросу внесения поправок в Конституцию. То, что начиналось как попытка защитить национальные интересы и перераспределить власть между разными уровнями, в итоге свелось к обнулению президентских сроков для сами-знаете-кого (ну и Медведев тоже будет пожизненным сенатором от неизвестно какого региона).
Ко всему этому в 200 поправок успели включить массу всего важного и нужного, вроде запрета иностранцам работать в руководстве страны, ежегодной индексации пенсий и МРОТ не ниже прожиточного минимума (что, в общем-то и так было в законодательстве).
Поправки вносили очень аккуратно – так, чтобы не изменять главы 1, 2 и 9. Именно поэтому упоминание Бога внесли в преамбулу, а не в статью о светском государстве, и т.д.
Принимали их тоже в духе времени, избирательные участки в багажниках автомобилей и в ближайших кустах – это сильно.
На голосование потратили около 15 миллиардов рублей (по крайней мере, так говорили сначала), но вот стоило ли оно того? Ответ на этот вопрос не так прост, как вам кажется.
Как я уже сказал, поправки не касались статей из глав 1, 2 и 9. Дело в том, что эти главы относятся к защищенным – их просто нельзя менять.
Вообще, конечно, изменить их можно, но тогда придется созывать Конституционное собрание, которое будет готовить проект совершенно новой Конституции. За нее должны проголосовать 3/5 от состава Госдумы и Совфеда, а потом 2/3 от Конституционного собрания. Завершает все это Всенародное голосование. В России 1 июля прошло не оно – было Общероссийское голосование, которое было «разовой акцией». Всенародное голосование в России прошло всего один раз – в 1993 году, и его результатом стала та Конституция, в которую сейчас вносятся поправки.
То, что произошло с 25 июня по 1 июля, в принципе не требовало голосования. То есть, государство могло с тем же результатом не потратить 15 миллиардов рублей – исход был бы ровно таким же (а еще скоро мы узнаем, сколько россиян подхватили COVID на этом голосовании – этого тоже могло бы не быть).
И то, к чему я веду – в этом и есть слабость поправок. Ведь если их можно было принять без голосования, то и отменить их можно будет точно так же. Предположим, если в 2021 году полностью поменяется состав Госдумы, то новые депутаты смогут просто вернуть все назад – если их поддержат Совфед, КС и 2/3 регионов. Или то же произойдет в 2026 году (а может быть, новая Госдума будет распущена между 2021 и 2026?).
Один из аргументов депутатов касательно поправок – в ней защищаются социальные гарантии (пенсии и МРОТ). Но это совсем не так – как только власть изменится, Конституцию смогут снова переписать, причем без какого-либо общероссийского голосования.
Конечно, ни один уважающий себя депутат не отменит норму об индексации пенсий или МРОТ, это будет политическая смерть. Но вот отобрать у президента полномочия по силовому блоку или снова вернуть приоритет международного права над российским – совсем иное дело.
Поэтому прошедшее голосование – не просто странное и неоднозначное действо, но еще и во многом бесполезное.