Найти тему

Русские в старых стратегических играх. Часть 2

Оглавление

Первая часть здесь

Какой образ жителей России (и СССР) складывался в западных играх прошлого тысячелетия? Как обычно, я рассказываю только об играх до 2000 года выпуска, плюс, чтобы не смешивать разные жанры, я расскажу только о стратегиях, в которых можно играть за Россию или СССР, либо против нее.

Буду рассматривать каждую игру в трех аспектах:

- Спец.способности - какие особые возможности есть у русских

- Спец.юниты - какую особую технику/агентов/здания им дают

- Клюква - какие расхожие стереотипы обыгрываются + очевидные ляпы

NB. Слово "русские" использовано потому, что именно так нас называют на Западе, и, соответственно, в играх. Никакой политоты.

Force 21

Force 21 (1999)
Force 21 (1999)

Этот список был бы неполным без хотя бы одной игры от Red Storm Entertaiment - студии, основанной Томом Клэнси. Клэнси - известный писатель в жанре альтернативной истории, американский патриот и консерватор, во многих произведениях показывал, как доблестные американские спецслужбы решают мировые проблемы в США и (что чаще) за их пределами. В Force 21 Китай решил захватить Казахстан, за соседа вступилась Россия, но победить она может только в союзе с США. Получилось смешение People's General, RTS и Тома Клэнси.

Спецспособности. Их нет. Россия с 2007 года (действие игры происходит в 2015) фактически является сателлитом США, и мы играем союзом американцев с русскими.

Спецюниты. Несмотря на то, что действие игры происходит в будущем, техника здесь актуальна для 90-х. Ее не так много (пару танков, по одному представителю других классов), но она проработана со всей щепетильностью (что характерно для Клэнси).

Клюква. Ее нет как таковой, хотя стартовое видео при запуске кампании все равно вызывает улыбку. Это уже скорее можно назвать "американской клюквой": фото людей в форме на фоне кремлевской стены; американская авиация, охраняющая мирное небо; эксперты, явно сидящие на ток-шоу (судя по тому, что повернуты все в одну сторону), еще и с пафосной музыкой - сегодня это смотрится как постирония.

Close Combat

Close Combat III: Russian front (1998).
Close Combat III: Russian front (1998).

Третья часть варгейма Close Combat была полностью посвящена Восточному фронту, и поиграть здесь можно было как за немцев, так и за Советы.

Спецспособности. Нет, как и в других варгеймах - все отличия в юнитах.

Спецюниты. Так как в игре вид сверху, а играем мы в основном в полях, в игре нет ни авиации, ни флота. Зато в плане бронетехники, артиллерии и различных пеших подразделений здесь все в порядке - общее количество уникальных отрядов больше 100. Правда, всю эту красоту дают не сразу.

Клюква. Варгеймы ориентированы на знатоков истории, а потому с клюквой стараются дела не иметь. Даже вступительные тексты перед началом битвы спокойно рассказывают историю, без упоминаний Stalin, comrades и проч.

Все вышеперечисленные игры были созданы уже после распада СССР. Далее я расскажу в паре слов еще о двух играх, созданных еще до распада державы, в которых можно поиграть за СССР (или даже в СССР).

Conflict: Europe

Conflict: Europe (1989)
Conflict: Europe (1989)

Перестройки не случилось, Холодная война вышла на новый виток, и на границе ФРГ с ГДР началось великое сражение сверхдержав. Это сюжетная завязка Conflict: Europe, игры, дорогой фанатам старых игр по двум причинам: во-первых, это хороший для своего времени варгейм, а во-вторых, игра эта очень редкая, и доступная сегодня версия была практически собрана коллективом old-games.ru.

Советская сторона здесь является агрессором, нападает широким фронтом, и у нее больше боевых единиц на старте. Стороны обмениваются ядерными ударами, травят друг друга химическим оружием и вообще плюют на международные конвенции с высоты траектории баллистической ракеты. В этом прелесть игры: она является практически портом с 8-битных систем игры Theater Europe, вышедшей в 1985 году, и пропитана настоящим, без всякой иронии, страхом Третьей Мировой.

Crisis in the Kremlin

Уникальный симулятор распада СССР. Спасти страну от развала практически нереально, вопрос лишь в том, как это произойдет - по "мягкому" сценарию или в духе "шоковой терапии". Выбрав в качестве лидера Горбачева, Лигачева  или Ельцина, игрок выбирает, будет ли он осторожным реформатором, консерватором-охранителем или радикалом-разрушителем. Вне зависимости от выбора, страна пройдет через все знаковые (и трагические) события Перестройки вроде Чернобыля, и по каждому будут ждать от него решения - что делать. Клюквы в игре не так много, хотя ошибки вроде фото Брежнева вместо Лигачева присутствуют. Но больше приколов а-ля "газета Кривда" или отсылки к Тетрису. Русские тексты на удивление хорошо переведены. В общем, игру можно рассматривать как глумление над былым врагом, а можно - как трагикомическое наблюдение за падением Империи.

На этом все. Очевидно, что я нашел/вспомнил не все игры, так что пишите в комментах, где еще можно поиграть за наших или столкнуться с ними в бою:) и спасибо, что дочитали до конца:) не забывайте подписываться на канал, скоро тут будет много новых статей о старых играх:)