Преподобный Сергий родился 1314 г. С момента начало Монгольского ига уже прошло более 70 лет. Русь перенесла опустошительное завоевание монголов. Но это было лишь следствием того духовного кризиса, который переживали русские княжества в XII–XIII вв.
Стагнация, остановка в духовном росте, который Киевская Русь переживала при князе Ярославе и его детях, неизбежно откатывала Русь назад. Наблюдался именно духовный упадок, а вовсе не материальный. Материальная культура Киевской Руси к середине XIII в. напротив достигла вершины своего развития, и во многом погибла в пучине монгольского завоевания. На протяжении второй половины XIII в. – первой половины XIV в. шло постепенное осознание того, что произошло. В условиях этого духовного поиска и родился преподобный. В год его рождения был еще жив святитель Петр, митрополит Киевский. Он первым делает Москву местом проживания киевских митрополитов, со времени рождения преподобного Сергия Москва постепенно становиться центром сначала Русской митрополии, а затем и собираемого московскими князьями Российского государства.
Московская Русь постепенно крепнет, все независимее и независимее становятся ее князья. Постепенно начинают восстанавливаются некогда утерянные связи с Православным Востоком – Византией, Афоном, южными славянами. Оскудевшая материально и духовно Русь начинает активно заимствовать лучшие достижения восточно-православной культуры. Конечно при жизни преподобного Сергия только зарождается этот процесс, в полной мере он раскроется только лишь после его смерти. Обратим внимание, на то, что происходило в самой Византии и южных славян. Почему их влияние, сыграло важную роль в духовном возрождении Руси XIV–XV вв.?
А дело в том, что как раз во время жизни преподобного Сергия в Византии развивается движение исихастов. Термин «исихазм» можно употреблять двояко. В начальную пору восточного монашества, в IV веке, отшельников, живших в безмолвии или «тишине», называли «исихастами» в отличие от монахов, живших общинами («киновиты»). Исихазмом называлась также «методика», помогавшая сосредоточиться при «умной» или «Иисусовой молитве»; в XIII и XIV вв. эта практика была очень распространена в Византии. Мощным апологетом исихазма стал св. Григорий Палама (1296–1359 гг.), сначала афонский монах, а впоследствии архиепископ Фессалоникийский. Богословие Паламы, сформулированное в «защите» исихастов, содержало пространные размышления об истинной природе христианской веры. Оно утверждало возможность прямого («мистического») познания Бога и первостепенность Боговоплошения, эсхатологии и таинств в сравнении с заботами мира. В результате возникала поляризация между Церковью, в которой доминировало монашество, и светскими «гуманистами». Последних занимала греческая античность и все больше привлекал итальянский Ренессанс. Исихазм для Византии означал целое движение за возрождение подлинной духовности, церковной образованности, усиливается интерес к святоотеческому наследию, христианского понимания устроения церковной жизни. Последнее в частности выражалось в понимании религии Христа как универсальноq, в которой «несть ни иудея ни эллина». Победа исихазма в Византии дала новый импульс межнациональным связям, осуществлявшимся через монастыри, способствовала переводческой деятельности и, несомненно, оказала глубокое влияние на русскую средневековую культуру (См.: Мейендорф И., прот. Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. Париж, 1990).
Огромное влияние на духовное возрождение на Руси сыграли митрополиты святители Алексий и Киприан. Оба были духовными друзьями и собеседниками преподобного Сергия.
В 40-е годы XIV в., в глуши, на горе Маковец преподобный основал свою обитель. Очень быстро к нему, начинают стекаться иноки. Однако в силу упадка, в то время на Руси отсутствовали общежительные монастыри. Каждый монах сам заботился о себе. Общим дело в монастыре становилась только молитва. Общий дух ослабления подвижничества дополнял эту картину.
Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в большой монастырь. Слава преподобного Сергия начинает доходить самого Царьграда: Вселенский патриарх Филофей прислал грамоту, в которой восхвалял преподобного Сергия за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общежитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыре общинножительный устав, затем принятый и распространённый во многих русских монастырях, в частности посредством учеников аввы Сергия. Как известно, ценивший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но св. Сергий отказался.
Личность константинопольского патриарха Филофея также связана с делом церковного возрождения. Занимавший престол дважды: 1353–1354 гг. и с 1364–1376 гг., он был одним из ярких представителей исихастского движения. Монах, аскет, церковный писатель, богослов, он защищал учение свт. Григория Паламы и его сторонников. В 1368 г. он явился инициатором прославления в лике святых архиепископа Фессалоникийского Григория Паламы, и написал его житие.
Именно патриарх Филофей лично познакомившись с будущим митрополитом Алексием нашел его выше всяких похвал. И несомненно именно через него, начинается в России эпоха духовного возрождения.
Огромную роль сыграл в нашей церковной истории сыграл и ученик патриарха Филофея — митрополит Киприан. Болгарин из города Тырнова, свой монашеский путь христианского подвижничества начавший под руководством болгарских исихастов, в частности в этот период он сблизился с одним творцов болгарского церковного возрождения патриархом Евфимием Тырновским. Позднее перебрался на Афон, где стал келейником будущего патриарха Филофея Коккина. В 1375 г. поставил болгарина Киприана в митрополита «Киевского, Русского и Литовского» с правом занять русскую митрополичью кафедру по смерти митрополита Алексия.
Дружба преподобного Сергия и святителя Киприана началась еще в 1370-х годах. Родственные монашеские души быстро поняли друг друга. Сохранились письма митрополита Киприана преподобному. Киприан пишет «Молюся Богови, да пребываете в спасении душевном с Богом данною вам братьею. Наставляйте их к путем спасенным (спасительным). Слышу о вас и о вашей добродетели, како мирская вся мудрования преобидесте (вменили ни во что), и о единой воле Божией печетеся, и о том вельми благодарю Бога и молюся Ему, да сподобит видети друг друга и насладитися духовных словес». Первое его письмо пропитано жаждой увидить своего будущего сотаинника. В дальнейшем они поддерживали друг друга. И именно преподобный Сергий, в год Куликовской битвы примиряет Киприана и благоверного князя Дмитрия Донского. Именно благодаря преподобному святитель Киприан утверждается в Москве, хотя и не надолго. Но возвращение в 1390 г. принесло много плодов. Он не только стал автором целого ряда сочинений, например жития святителя и чудотворца Петра, о котором сегодня уже упоминали мы, но инициировал развитие переводной и оригинальной древнерусской письменности. Святитель Киприан способствовал распространению на Руси исихастской традиции, осуществил литургическую реформу, ввел иерусалимский церковный устав, распространение которого также связано с влиянием афонской традиции.
Занимался переводом с греческого и переписыванием южнославянских книг и при нем стала быстро увеличиваться в своем составе русская книжность. При свт. Киприане была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался переход летосчисления на «сентябрьский» стиль, активизировалась монастырская колонизация северных пределов Руси, церковное строительство, украшение церквей. Святитель Киприан оказал влияние на оживление местного и общерусского летописания. С его именем связывают, в частности, завершенную уже после его смерти Троицкую летопись.
При митрополите Киприане начинают свою деятельность и многие известные книжники и иконописцы. По всей вероятности и приезд Феофана Грека на Русь так же связан с инициативой митрополита Киприана. Он же участвовал в организации росписей в кремлевской Благовещенской церкви, которые создавали митрополичьи «иконники» упомянутый Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублёв. Последний связан и Троицкой обителью, именно монах Андрей Рублев написал знаменитую икону Троицы, которая стала одним из символов духовного возрождения Руси. Один из монахов Сергиева монастыря, Епифаний Премудрый оставил нам и житие преподобного Сергия, созданное в знаменитом стиле «плетения словес».
С деятельностью Алексия и Киприана, князя Димитрия Донского и конечно самого преподобного Сергия связана и личность святителя Стефана Пермского, трудами которого христианская вера начала распространение в Предуралье — Пермском крае.
Все этого, не говоря об учениках преподобного Сергия, которым мы обязаны распространению общежительного устава и сергиевской традиции на все Северо-Восточную Русь.