Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Как работают функции аккордов (тоника, субдоминанта, доминанта) в ладах, кроме обычного мажора и минора?

Эта статья посвящена прикладной теории музыки.

Эта статья посвящена прикладной теории музыки, а ссылку на источник вы найдёте в конце. Это не слишком простой материал, который потребует базовых знаний гармонии. Читайте также:

Тональная гармония была первоначально связана с тональностью, основанной на ионийском ладу для мажорных тональностей и эолийском ладу для минорных тональностей. Таким образом, функции аккордов во всех других ладах будут нарушены или вообще не будут работать. Верно? Не совсем.

Но как организовать прогрессию функционально, следуя тональным функциям, когда в то же время мелодия не организована вокруг первой ступени привычной гаммы?

Это сложный вопрос, и это ключ к пониманию тональности в современной музыке с очень интересной точки зрения. Дело в том, что структура мелодии по своей сути связана с последовательностью аккордов. Вы не можете иметь одно без другого в тональном контексте.

Вначале немного истории.

В эпоху Возрождения музыка развивалась от модальной к тональной. В начале тональность была «неясна» для композиторов раннего ренессанса, и одна из характерных особенностей их музыки заключается в том, что лад изначальной музыкальной идеи не обязательно совпадает с ладом, в котором образуются каденции.

Это очень распространено в музыке эпохи Возрождения. Например, пьеса может начинаться в До ионийском, но её первая каденциальная точка ведёт к Ре. В какой-то момент первая каденциальная точка стала совпадать с ладом, который инициирует всю пьесу, или с его доминантой. Это произошло в конце эпохи Возрождения или раннего барокко. В этот момент тональные функции стали гораздо более чёткими.

Но и во времена барокко первоначальная идея могла быть, например, в миксолидийском ладу. До тех пор, пока композитор заканчивал тему в ионийском или миксолидийском, произведение было «тональным». При окончании в ионийском ладу каденция является совершенной. При окончании в миксолидийском — каденция является половинной.

В классическую эпоху главная тема пьесы всегда начиналась с первой ступени. Это мог быть мажор или минор, но они всегда начинались одинаково. Первая каденциальная точка вела к первой или пятой ступени. Могли быть некоторые исключения, когда тема модулирует, но в этом случае модуляции являлись исключительно доминантными для мажорных тем и ведущими к ступеням V или III для минорных тем. Я проанализировал каждую фортепианную сонату Моцарта и не нашёл исключения из этого принципа.

Так что для классического музыканта главная тема однозначно задаёт тональность. Модуляции могут иметь место, но они всегда строго «оправданы». Цель этих модуляций всегда очень хорошо спланирована, а тональность явно выражена с первых же тактов пьесы.

Но затем, во времена романтизма, некоторые композиторы вернули идею, что лад, который инициирует произведение, может и не быть первой ступенью мажорной или минорной тональности. Самый ранний пример, который я помню, это Шуберт. Шуберт иногда начинает пьесу с V ступени, как некоторые мастера барокко. Но его темы по-прежнему тональны, потому что он завершает тему на первой ступени с последовательным движением к этому. Он также может иметь «неполное» окончание на доминанте с полукадансом.

Ранние джазовые музыканты были хорошо знакомы с этой романтической эстетикой. Возможно, очень немногие из них поняли всю теорию, стоящую за этим, но они включили это в джаз. Так что Шуберт делал музыку одновременно модальную и тональную. Это была тональная музыка, потому что гармоническая прогрессия имела чёткую цель и следовала тональным функциям, но в то же время основная начальная музыкальная идея не обязательно была построена на первой ступени. Так что это была тональная музыка, но с сильным модальным подтекстом. И это то, что джазовые музыканты взяли от романтизма.

Итак, джазовые музыканты начинают мелодию в любом ладу. Часто это первая ступень, но не обязательно. Но до тех пор, пока в конце темы или рядом с ним есть тональная точка, джазовый стандарт всё равно останется тональным. И, анализируя джазовый репертуар, вы можете увидеть, что первая каденциальная точка обычно является первой ступенью, а иногда — пятой.

Часто начальным ладом является ii. Дорийский является предпочтительным второстепенным способом, чтобы начать мелодию. Если каденциальная точка ведёт к этому ладу, ii на самом деле не был ii, это был просто минор с некоторым «модальным обменом», поэтому пьеса является просто тональной.

Но если каденциальная точка ведет к первой ступени, то у вас есть тональный фрагмент с модальным подтекстом. Давайте посмотрим пример. Вот последовательность аккордов темы «Satin Doll»:

Dm7 G7 | Dm7 G7 | Em7 A7 | Em7 A7 | Am7 D7 | A♭m7 D♭7 | C | Em7♭5 A7♭9 :||

Давайте посмотрим, что здесь происходит. Первые пять тактов:

ii7 V7 | ii7 V7 | iii7 VI7 | iii7 VI7 | vi7 II7

Шестой такт, A♭m7 D♭7 — тритоновая замена оборота ii7 V7.

Затем следует тоника целый такт (C), а затем — оборот, чтобы вернуться к Dm (ii7♭5 V7♭9), и это не каденция, так как каденция произошла при переходе к аккорду C.

Основная идея — каденция находится в шестом и седьмом такте, с тритоновой заменой, разрешающейся в C. На этом происходит мелодическое завершение темы. Последний такт — это просто оборот, чтобы вернуться в начальный лад.

Некоторые могут утверждать, что последний оборот — это каденция. С функциональной точки зрения это было бы ошибкой, потому что каденция — это аккордовая прогрессия, которая закрывает как мелодический, так и гармонический процесс, но мелодический процесс был закрыт в седьмом такте. Последний такт — это всего лишь вводная часть к первому такту.

По материалам публикации (англ.).