На самом деле заголовок данной статьи отражает лишь полуправду: пара у предварительного усилителя “Радиотехника” была, но, по тогдашним понятиям, эта пара была необычной и непривычной. Всё дело в том, что по замыслу создателей, компанию данному предусилителю должны были составить активные акустические системы 35АС-213 известные так же под более звучным именем “S-70”. Сама по себе подобная связка не является чем-то “из ряда вон”, но для СССР в то время это был пожалуй единственный подобный комплект выпускавшийся серийно.
“Стереофонический предварительный усилитель "Радиотехника УП-001-стерео" с 1985 года выпускал Рижский радиозавод им. А.С.Попова. Предварительный усилитель рассчитан на работу в составе комплекса бытовой звуковоспроизводящей радиоаппаратуры высшего или 1-го класса. Он обеспечивает не только выбор источника НЧ сигнала, с последующей его обработкой и усилением для прослушивания, но и выбор источника для записи на два магнитофона, перезапись с первого на второй и наоборот, оперативный контроль записанного сигнала. Система коммутации позволяет одновременно с усилением сигнала с любого из подключенных источников, записывать его на магнитную ленту. В усилителе имеется плавная и ступенчатая регулировка громкости с отключаемой тонкомпенсацией, раздельная регулировка тембра по высшим и низшим звуковым частотам, регулировка стереобаланса. Основные технические характеристики УП: Номинальное выходное напряжение, при номинальном сопротивлении нагрузки 10 кОм - 1 В. Номинальный диапазон частот - 20...20000 Гц при неравномерности АЧХ ±0,3 дБ. Коэффициент гармоник менее - 0,03%. Потребляемая усилителем мощность 15 Вт. Его габариты 430х358х88 мм. Масса 7,2 кг.”( данная информация взята отсюда:http://rw6ase.narod.ru/00/us_b/radiotehnika_up001st.html)
К вышеизложенному можно добавить лишь информацию о ценах: цена самого предусилителя была 230 рублей, а цена акустических систем 185 руб./шт. Итого стоимость комплекта выходила 600 рублей что являлось вполне приемлимым для комплекта подобного уровня.
Теперь что касается акустических систем 35АС-213 “S-70”:
Изготовитель: Рижский радиозавод им.Попова.
Назначение и область применения: для высококачественного усиления и воспроизведения одного канала звуковой стереофонической программы или для воспроизведения монофонической программы. Источником программы предусмотрено использовать предварительный усилитель, имеющий регулировку уровня и тембров, а также осуществляющий коммутацию с различными устройствами: магнитофон, тюнер, электропроигрыватель и т.д. Акустическая система имеет встроенный оконечный усилитель мощности. Максимальная мощность усилителя, к которому может быть подключен пассивный вход АС 160 Вт.
Технические характеристики:
Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-17 дБ) – 25000 Гц
Среднее звуковое давление при номинальной мощности в диапазоне 100-8000 Гц: 100,8 дБ
Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: ±4 дБ
Чувствительность: 86 дБ
Гармонические искажения АС в диапазоне частот:
250 – 1000: 2 %
1000 – 2000: 1,5 %
2000 – 6300: 1 %
Номинальное электрическое сопротивление пассивного входа: 4 Ом
Минимальное значение полного электрического сопротивления: 3,2 Ом
Предельная шумовая (паспортная) мощность пассивного входа: 70 Вт
Предельная кратковременная мощность пассивного входа: 400 Вт
Вид низкочастотного акустического оформления: закрытый корпус
Масса: 25 кг
Габариты (ШхВхГ): 32,5х58х26,5 см
Особенности конструкции:
Активная 3-х полосная АС закрытого типа. Для улучшения звучания на низких частотах применена электромеханическая обратная связь ЭМОС, которая осуществляется с помощью датчика ускорения в НЧ головке. С целью расширения потребительских возможностей в системе предусмотрен пассивный вход, на который к выключенной АС возможно подводить сигнал с выхода внешнего усилителя мощности. (информация взята здесь: http://ldsound.ru/35-as-213-s-70/
Однако, поскольку сегодняшняя статья посвящена предварительному усилителю, то более подробного рассмотрения акустических систем “S-70” в ней не будет.
Итак, несмотря на определённую "заточенность" УП-001 на работу с активными АС, ничто не мешало использовать его как классический предварительный усилитель в связке с другими усилителями мощности. Например с усилителем мощности "Эстония УМ-010". Дело в том, что предусилитель у 010-й "Эстонии" вышел...мягко говоря не вполне удачным и некоторые владельцы сменившие его на УП-001 отмечали что с предусилителем от "Радиотехники" звучание "Эстонии" заметно преображалось в лучшую сторону. Наверняка были и другие эксперименты образовавшие в итоге достойные по звучанию союзы, но я пока готов говорить лишь о том, о чём знаю точно. К сожалению моё личное близкое знакомство с предусилителем "Радиотехника УП-001" состоялось лишь лет через тридцать с хвостиком, с того момента как стартовал выпуск данной модели. Я конечно несколько раз встречал данный аппарат в продаже в магазинах тогда, в 80-е, но ни сам не был его владельцем, ни знакомых, являвшимися таковыми, не имел. Единственное,что отчётливо помню, так это то, что именно комплектом с “S-70” данный аппарат и продавался. Возможно он продавался и отдельно и, вроде как, память даже подсказывает что так и было как минимум однажды, когда я видел УП-001 за 230 руб. стоящий рядом с "полным" У-101 за 260 руб. на полке в магазине. Но память - штука такая...коварная и может порой выдавать желаемое за действительное.
Что же случилось в "нулевые", приведшее к знакомству с "Радиотехникой"? А в нулевые случился виниловый "ренессанс" и, приобретения первых, после достаточно долгого перерыва, проигрывателей грампластинок, вызвало вопросы по поводу фонокорректоров. Попробовав несколько современных "фонокорректоров" типа NAD/ProJect в виде и форме сигаретных пачек и с блоком питания от мобильника и будучи глубоко разочарованным в результате я вдруг подумал: а зачем всё усложнять? Ведь были же в 80-е прекрасные встроенные в усилитель корректоры. Но поскольку покупать интегральный усилитель, для использования в качестве фонокорректора, было явно нецелесообразно, то я обратил внимание на усилители предварительные и приобрёл для себя "Амфитон УП-003" с которым получил полное (на тот момент) удовлетворение в качестве звучания винила. Мой приятель, восхитившись полученным мной результатом, решил пойти аналогичным путём и попросил чтобы и ему я подобрал подобный вариант. И вот тут я набрел на объявление о продаже "Радиотехники УП-001". Просили за неё одну тысячу рублей, но в итоге отдали за 800. Правда риск был: у продавца невозможно было проверить работоспособность изделия кроме того, что при включении в сеть загорался индикатор. Но в итоге аппарат оказался полностью рабочим хотя и потребовал в дальнейшем замены нескольких высохших конденсаторов. Но главное: фонокорректор в нём оказался даже интереснее по звуку нежели фонокорректор в "Амфитоне УП-003". И какое-то время я приятелю даже по доброму завидовал. Но все мы "растём" поэтому и "вертушки" у нас теперь куда как интереснее, и картриджи такие, что когда-то за эту цену можно было купить неплохой проигрыватель вместе с усилителем, да и сами фонокорректоры сейчас кардинально другого уровня. Но те аппараты всё равно вспоминаются добрым словом, а значит они были действительно достойными представителями своей эпохи.