Этот храм узнаваем во всем мире и, наверное, нет более подходящего символа, чтобы олицетворять Россию. Несмотря на особое внимание к строению и постоянное его изучение, храм все еще считают одним из самых загадочных зданий в русской архитектуре.
Из самых известных фактов:
- Строительство собора началось по приказу Ивана Грозного в середине 16 столетия.
- Храм возведен после покорения Казанского ханства.
- Курировали постройку русские зодчие, Барма и Постник, о чем упоминается в нескольких сказаниях и трудах.
Что непонятно – так это причина появления такого строения, которое не было похоже ни одно из существующих в те времена.
Необычный архитектурный комплекс
Сооружение представляло собой не единое строение, а девять разных церквей, установленных на одном основании. Если изначально было и девять престолов, с течением времени их количество увеличилось. Большинство из них считаются обетными, и существуют сведения, что перед самыми важными битвами царь обращался к тому святому, которого именно в этот день чествовали в церкви. Он давал обещание в случае удачного сражения возвести ему храм, и слово свое держал.
Постройка считается православной, но в ней несложно найти черты, которые объединяют храм с католическими строениями времен ренессанса.
Центральная часть почти идеальна по форме, что перекликается с идеями Себастьяно Серлио, Антонио Филарете и других известных зодчих. Но тут же композиция отличается тем, что устремлена в небо, что уже более похоже на готические храмы Южной Европы.
Это интересные детали, но самая большая необычность храма в его убранстве. До того церкви никогда не имели многоцветного убранства и такого обилия использованных материалов.
Контрастно смотрятся белокаменная резьба и кладка из красного кирпича, и все этот оттеняют вставки из полихромной керамики. К этому добавляется позолота и металлические детали: кольца и спирали, украшающие шатер. Если присмотреться внимательно, можно увидеть огромное количество интересных форм, которые почти не оставили места для обычной гладкой стенки. И все это обращено не внутрь, что привычно, а наружу. Очень похоже на церковное строение, которое вывернули наизнанку.
Особенности храма
Внутри строения не планировалось собирать большое количество людей, но секрет такого расположения деталей в том, что вся территория вокруг становилась храмом. Поэтому и Красная площадь приобрела статус сакрального объекта. И уже она стала огромным храмом, алтарем в котором служило это необычное здание. Историки предполагают, что таким образом правитель того времени хотел сделать всю страну территорией святости, так называемой Святорусской империей.
Иван Грозный оставался верным православию, но храм показывает, что видел он его по-своему. Он доносит до нас, что вместо стремления к счастливому существованию в другом мире следует привести в гармонию мир, окружающий людей сейчас, очищая его от скверны и грехов. Поход в Казань воспринимался в те времена не просто как стремление увеличить территорию, подчиняя ее народ и правителей, а как принесение учения Христа в Золотую Орду.
Даже несмотря на то, что купола храма изначально были созданы более скромными, выглядит он очень нарядно. Не прячется за кремлевскими стенами, а выделяется на их фоне, стремясь в небо. Он стоит там, где всегда полно людей, и с самого начала стал своеобразным символом обращения правителя к подданным. Храм - олицетворение образа той Руси, которую хотел создать Иван Грозный.