Самое интересное в ароматах — это истории. Не официальные истории создания, скучные до зубовного скрежета и чаще всего высосанные из пальца. Дескать, некий великий парфюмер, томный Жан-Поль, встречал рассвет в тени Везувия, и тут ветер принес ему запах распускающихся поутру олеандров… ну да, конечно. Это менеджеры компании на рассвете принесли в цех указание намешать что-нибудь поприторнее назло конкурентам, а томный Жан-Поль небось только и делал, что ругался с поставщиками ванилина и угнетал штатных химиков.
Так вот, самое интересное — это настоящие человеческие истории, не обязательно про знаменитостей, про простых людей тоже. Я, например, всегда с удовольствием читаю обстоятельные отзывы в интернет-магазинах: иной восторженный покупатель так разойдется, и так поэтично распишет про вот эти духи, которые впервые попробовал на демонстрациях в Париже в 68 году, что любо-дорого. Такие вещи превращают парфюм из просто пахучей жидкости в стеклянной емкости во что-то большее, в культурный феномен.
И вот моя история о Byblos
В моем детстве, в 90-е, когда только появились диковинные глянцевые журналы, в них встречались развороты с художественно разбросанными то сумочками, то башмаками, то косметикой, чтобы показать, что сегодня носят, а вы смотрите и завидуйте. Не знаю, может быть и сейчас такое есть. Мне в руки попало сразу несколько растрепанных номеров и почему-то каждом из них на разворотах с модными духами выделялся странный кобальтовый флакончик с крышкой в виде бронзового цветка. Главное, прочие духи на фото были всякие разные, а этот упорно кочевал из номера в номер.
И вот что значит дизайн — я от одного только вида этого флакончика безудержно размечталась, даже не подозревая, чем это может пахнуть, а экзотическое имя древнего города Библ еще больше подогревало фантазию.
В те времена мы такое не то что не могли себе позволить, все ароматы из журналов были все равно что с другой планеты, их даже негде было попробовать. Парфюмерная продукция в виде водиц с сомнительными именами вроде Sexy Lips продавалась на развалах и в переходах, а в редкие настоящие парфюмерные магазины страшно было даже зайти, такие там были надменные продавцы и депрессивные цены.
Прошло несколько лет, и в голодные студенческие годы я думать забыла про парфюмерные излишества, за счастье было накопить на баночку кофе. Но однажды, зайдя домой к гламурной по тем временам однокурснице, которая в отличие от меня жила не по съемным углам, а с родителями, я увидела у нее тот самый синий флакончик, и мне даже дали брызнуть на себя…
О май гад, сколько эмоций! Он показался мне нектаром и амброзией, соленым марсианским цветком, и вообще лучшим запахом в мире. От таких переживаний я еще пуще размечталась и в конце концов докатилась даже до того, что нарисовала флакончик акварелью и повесила на стену любоваться.
Прошло примерно стописят лет, образ Библоса почти растаял в тумане, но совсем не ушел. Эти впечатления породили впоследствие мое увлечение парфюмерией, поначалу я во всех новых ароматах искала что-то от него, и до сих пор, глядя на незнакомые флаконы на картинках, представляю, чем бы могло пахнуть их содержимое.
А потом, пару лет назад, он случайно материализовался передо мной на Амазоне. Да еще по смешной цене, чуть больше 10 долларов, так что от умопомрачения я схватила сразу два экземпляра, в ТВ и ПВ. Я значит, годами мечтаю, а он все это время продается, представьте себе, спокойненько, и судя по цене, особенно никому не нужен.
Конечно, такого буйного восторга как раньше, аромат у меня уже не вызвал, хотя флакончик по-прежнему нравится (относительно новый Dylan Blue Версаче, кажется, позаимствовал у него идею дизайна). Но и гадостью я бы его не назвала, может, не гениальный, зато оригинальный. Он, правда, весь в духе 90-х, "умри все живое", зато такую страстную мимозу с фруктами и морским духом вы больше нигде не встретите.
Парфюмер, который его придумал, некто Илиас Эрменидис, оказался просто производителем ностальгий — это ведь он сделал ароматы, которые многие вспоминают и ищут: Une Touch de Naf Naf, Escada Acte 2, Gucci by Gucci, L'eau Cheap and Chic. А еще я читала короткое интервью, где товарищ Эрменидис ничего особо интересного не рассказал, но зато не ввернул ни одной слезливой истории про несчастную любовь на берегу моря, которая вызвала к жизни создание духов, чем вызвал у меня большую симпатию.
Несмотря на то что в люди я Библос особенно не ношу, я рада, что закрыла этот гештальт. Как бы то ни было, он все равно напоминает мне веселые студенческие годы и заодно вызывает чувство глубокого удовлетворения — ведь все-таки я его заполучила. Так и поверишь в силу визуализирующих картинок, теперь думаю, может нарисовать какую-нибудь шикарную виллу и приколотить на видное место.
Некоторые полагают, что ароматы прошлого следует оставить в прошлом, потому что сегодня они способны принести только разочарование. Но я думаю, иногда неплохо все таки найти старую мечту, поставить точку и возмечтать о чем-то другом. Да и не всегда разочаровываешься, другие духи из прежних лет вернулись ко мне в лучшем виде и встали в строй.
Еще про ароматы 90-х: Духи в зажигалках: ностальжи, 90-е, Bic