Удивление человека, впервые оказавшегося в индийском магазине, можно понять. Не важно, какой это магазин: продуктовый, хозяйственный или магазин с одеждой в торговом центре. Объединяет их одно — отсутствие ценников.
Во-первых, это сразу настораживает. Блеск в глазах продавца начинаешь воспринимать, как азарт охотника, увидевшего доступную добычу.
Во-вторых, ориентироваться на приблизительную стоимость товара, вспоминая российские полки магазинов, совершенно бессмысленно. Забегая вперед, скажу, что, например, банка обычного кофе Nescafe в Индии, где полно кофейных плантаций, почему-то в два раза дороже, чем в России.
Ваше смущение и опасение быть обманутым, когда вы видите полки с товарами без ценников, вполне оправданно. Но в индийских магазинах все устроено так, чтобы наоборот избавить вас от нечестных на руку продавцов (таких в Индии тысячи). Дело в том, что цена на товар в Индии указывается производителем на упаковке. Продавец может продать вам товар чуть дешевле указанной цены, но вот накинуть на него прайс с потолка — запрещено на законодательном уровне по всей стране. Владелец торговой точки может за это лишиться лицензии на осуществление своей деятельности, понести огромный штраф или иное наказание.
Одно несомненно: указывать максимальную розничную цену на товар на упаковке — это очень удобно для покупателя. Цена на один и тот же товар может отличаться в зависимости от штата на несколько рупий, но в том, что выбранный вами товар вы сможете приобрести по аналогичной цене по всей стране - можно не сомневаться.
Конечно, жаждущие сверхприбыли продавцы, которых, как мы уже сказали, в Индии предостаточно, на кассе могут производить впечатляющие фокусы с калькулятором. Иногда возникает ощущение, что накинуть сотку сверху — просто какая-то священная традиция, встроенная в повседневную жизнь. Выпил с утра масала-чай, обманул белого на сотку, искупался в священной реке Ганг… вот и день удался. Но в этом случае стоит быть внимательным самому покупателю.
Правительство страны, установившее на все товары MRP (Maximum Retail Price – максимальная розничная цена), со своей стороны сделало всё, чтобы избавить и народ Индии, и приезжающих туристов от спекуляции, необоснованного завышения цен и сомнительными акционными аттракционами. В России бы так. А вы как считаете?