Найти тему
Бакинский дневник

Могут ли евреи молиться в мечети?

- Вы так долго были в мечети. Скажите честно, вы молились?
Услышав этот вопрос от своего знакомого в Азербайджане, которому известно, что я еврейка, я рассмеялась. До сих пор не могу точно сказать, пошутил ли он тогда, или правда решил, что нам неважно, где молиться.

В действительности евреи могут молиться хоть дома, хоть в чистом поле. Мы верим в Единого Б-га, который находится вне времени и вне пространства, соответственно, территориальных ограничителей для прочтения молитвы априори быть не может.

На ряду с этим есть ряд табуированных мест для молитвы (к примеру, бани, туалет и т.д.). Таким образом, у евреев нет необходимости искать альтернативу в виде храма или мечети в случае отсутствия поблизости синагоги.

Как известно, два еврея – три мнения. В зависимости от степени религиозности человека, страны исхода, принадлежности к определенной общине в еврейской среде по-разному будет решаться вопрос о допустимости пребывания в мечети или храме, как следствие – произнесения там молитвы.

В ультраортодоксальной среде действует категорический запрет на посещение евреем святых для иных религий мест (мечети, дацаны, храмы, мавзолеи и т.д.), причем это касается как действующих святынь, так и мест, получивших статус музея (где уже не совершается намаз, не проводятся литургии).

Очевидно, что такие люди не станут посещать Исаакиевский собор в Петербурге, Айя-Софию в Стамбуле и мавзолей Имам-заде в Гяндже.

Считается, что само уже посещение таких мест евреем будет означать то, что он допускает существование иных богов, кроме Вс-вышнего, а это полностью противоречит первой заповеди Торы: “Я — Г-сподь, Б-г твой”. Так что в мечети вы точно не встретите еврея -ортодокса, а уж тем более, молящегося.

По мнению некоторых раввинов, если целью посещения мечети, храма является НЕ молитва, а профессиональная деятельность человека (строитель, архитектор, религиовед), либо если человек интересуется архитектурой, историей, хочет расширить кругозор, он вправе зайти в мечеть или храм.

Есть еще одна точка зрения на этот счет, наименее популярная: посещать мечети можно, молиться в случае необходимости там тоже можно. Но это касается только мечети. В иудаизме действует запрет на молитву в христианских храмах, поскольку там есть изображения людей/животных (иконы, скульптуры), по еврейской традиции молиться в окружении картин равносильно идолопоклонству. По этой причине мы не молимся в помещениях, где есть отражающие поверхности или зеркала.

Вне зависимости от степени религиозности еврея запрет на посещение мечети отпадает, если речь идет о спасении жизни, своей или другого человека.

Что же касается меня, то путешествуя по миру, я могу зайти в храмы, мечети, особенно если они представляют культурно-историческую ценность.

У меня есть, как минимум, три причины заходить в мечеть:

1) Увлечение архитектурой зданий и историей места не позволяют мне пройти мимо красивой мечети. Мне интересны пропорции, формы, цветовые решения мечетей. Для меня архитектура – живой свидетель истории, поэтому я часами могу стоять у мечети, рассматривая каждый узор, сопоставляя эпоху постройки и готовый продукт того времени.

2) Желание сравнить с другими мечетями, оценить внутреннее убранство. Каждая страна, каждая эпоха предлагает свои архитектурные решения. Мне интересно сравнивать мечети между собой. Это касается также и синагог, и храмов.

3) У каждого здания своя энергетика, мне проще узнавать мир через чувственное восприятие.

Так что, находясь в Шемахинской мечети, я не молилась, как мог подумать мой знакомый, а детально и скрупулезно изучала внутреннее убранство.

Вопрос к мусульманам: насколько считаете посещение храмов, синагог для себя допустимым?

Чему научил меня Азербайджан?

Любите ли вы Баку так, как люблю его я?