Найти тему
Книги, сценарии и кино

Учитель vs Репетитор: Разные подходы на примере фильма The History Boys

Прошлый мой пост о сложностях, возникших у нынешних 11-классников на ЕГЭ по русскому языку, вызвал в комментариях бурное обсуждение, в котором, среди прочего, был затронут вечный вопрос о роли учителей и особенно репетиторов в подготовке детей к экзаменам. Так получилось, что буквально на днях я посмотрела замечательный британский фильм 2006 года под названием The History Boys ("Любители истории" или "Историки"), снятый по пьесе английского драматурга Алана Беннетта. Спектакль (с теми же самыми актерами, что потом сыграли в фильме), поставленный по этой пьесе, имел огромный успех как в Лондоне, так и на Бродвее. Несмотря на название, параллель с любым другим предметом гуманитарного направления провести очень просто. В фильме мальчики, лучшие из лучших, готовятся в своей школе к вступительным экзаменам Оксфорда и Кембриджа: у них есть прекрасный старый педагог Гектор, однако директор школы приглашает для дополнительных занятий учителя истории Ирвина – более молодого, более активного и, к тому же, совсем недавно отучившегося в Оксфорде, чтобы он научил школьников тому, как лучше сдать экзамены и чего от них будет ждать приемная комиссия.

Я не буду в этой статье касаться любовной темы (фильм 18+) и темы домогательств, которые также играют немаловажную роль в этом фильме. Речь пойдет исключительно о двух разных подходах к обучению. Попробуем провести параллель с настоящим временем (в пьесе действие происходит в начале 1980-ых гг.).

Гектор (кадр из фильма The History Boys)
Гектор (кадр из фильма The History Boys)

Гектор (в исполнении потрясающего Ричарда Гриффитса) – учитель английского языка и General Studies teacher (досл. "учитель общего образования". Цитировать буду по субтитрам by Molly, потому что, конечно, этот фильм лучше смотреть в оригинале:

– В расписании наш уважаемый директор дал этим урокам сомнительное название: "Общее образование". Открою вам маленький секрет, мальчики. Нет такого понятия "общее образование". Общее образование это пустая трата времени. Знания не могут быть общими. Они должны быть конкретными.

Тем не менее, его уроки нельзя назвать лучше: на них Гектор и ребята обсуждают историю, читают стихи, цитируют великих мыслителей, ставят сценки и даже поют песни! Всё это мне напомнило "Игру в бисер" Германа Гессе или наш любимый ЕГЭ по литературе, где нужно обладать отличным ассоциативным мышлением и уметь быстро проводить параллели между произведениями русской литературы. Преподаватель дает очень много информации, в которой мальчики зачастую тонут, не зная, зачем она им и как им ее использовать:

– Сэр, я не всегда понимаю поэзию!
– Ты не всегда понимаешь ее? Тиммс, я никогда ее не понимаю! Но учи ее сейчас, знай ее, и ты ее поймешь. Когда-нибудь.
– Не представляю, как мы можем ее понять. Большинство из того, о чем пишут поэты, еще не произошло с нами.
– Но это случится, Тиммс. И когда это случится, у тебя будет готовое противоядие.

Похоже на нашу ситуацию? Всегда, когда школьники или их родители задаются вопросом "зачем нам это нужно", я бы советовала вспоминать фразу учителя Гектора про готовое противоядие. Через литературу дети учатся тому, как встречать трудности в реальной жизни, как любить и ненавидеть, как поступать в той или иной ситуации. Я со своими учениками в процессе чтения русской литературы обсуждала такие темы, которые просто так, в обычной жизни, дети не затронут: начиная от оспы и заканчивая опричниками, которые, по меткому замечанию ученика 11 класса, по своим функциям были очень похожи на росгвардейцев.

Ирвин (кадр из фильма The History Boys)
Ирвин (кадр из фильма The History Boys)

Молодой учитель Ирвин нацелен на совершенно другое: его взяли на временную работу и дали мало часов, однако поставили перед ним задачу – за короткий срок натаскать мальчиков так, чтобы они смогли поступить в Оксбридж. Ирвина в этом плане можно сравнить с репетитором, которого берут именно с одной целью – подготовить к ЕГЭ. У него нет времени на пространные рассуждения о связи времен и веселые (или грустные) песенки. Он знает, чего хочет приемная комиссия, и поэтому довольно циничен:

– Вы этого хотите. Ваши родители хотят. Директор - он точно хочет. Я бы не стал зря тратить деньги. Пошел бы в Ньюкасл и был бы счастлив. Конечно, есть и другой способ.
– Какой?
– Сжульничать!

Он рассказывает ученикам, что делать, если вдруг ты не знаешь произведение/автора, о котором тебя спрашивают, но тебе нужно что-то написать об этом. Советует, с какой стороны лучше рассматривать ситуацию, чтобы не получилось банально. И, забегая вперед, скажу, что именно эти советы помогли всем (ну, почти всем – спойлер!) мальчикам поступить туда, куда они хотели: в Кембридж и в Оксфорд.

Сделаем какой-нибудь вывод. Когда вас (ну, например, меня) нанимают в качестве репетитора за три (!) недели до экзамена и просят "подтянуть" ребенка, то времени на общее образование не остается: вы учите школьника структуре сочинения, плану, говорите о критериях, о том, что делать, если не понял проблему текста. Как в фильме делал Ирвин. Если ученик способный, то он быстро понимает форму. А дальше уже дело техники.

Когда же мы занимаемся с ребенком в течение всего учебного года, то помимо формального подхода я, конечно, беру пример с Гектора с его аллюзиями на другие произведения (в том числе зарубежной литературы, не только русской), проработкой текста, развитием кругозора у школьника.

– Уроки мистера Гектора не предназначены для экзаменов! Они нужны только, чтобы расширить наш кругозор.

Если у ученика всё в порядке с кругозором, то и трех недель хватит для того, чтобы научить школьника композиционной структуре сочинения и заполнению бланков. Поэтому, я считаю, так важно совмещать оба этих подхода к обучению: и старого Гектора, и молодого Ирвина. Хотя, признаюсь честно, я бы даже сейчас многое отдала, чтобы вновь встретить такого Преподавателя с большой буквы, который бы так увлеченно говорил о своем предмете и зажигал в моей душе огонь, как это делал в фильме учитель английского языка.