/Воспоминания о войне/
Стать «Дедом» в Афганистане, да ещё в десантных войсках, это не просто удача, это дар судьбы, шанс выжить в этой рубке. Правда, дед деду рознь. Я помню только подвиги моих дедов — позитивные, и, практически, героические.
А начну я рассказ с безоблачного детства, вернее, почти с юности. Прогуливаюсь как-то в ноябре по улице Ленина в Свердловске. Зашел в центральные спорттовары. Где-то в этих улицах и я родился 16 лет назад. Купил шайбу, я тогда в хоккейной школе занимался и числился защитником в юношеских командах: «Юность», «Луч» и «Темп». Дело даже было не в хоккее, спорттовары был моим любимым магазином, хотелось купить многое: гантели гирю, резиновую лодку, велосипед, новые коньки, клюшки, которые постоянно ломались, вот и ходил глазел. Кстати, надувная лодка так и осталась мечтой.
Выхожу я из магазина, на улице минус 20 по Цельсию, прохладно и морозит. Навстречу мне идут два белокурых красавца, солдаты — десантники, голубые береты на затылках. Были они без шинелей, только в парадках, грудь на распашку, огромные треугольники полосатых тельняшек. На левой стороне кителя какие-то медали сверкают. Парни идут и не мерзнут, оба едят мороженное, в руках дипломаты с наклейками — «Монтана». Я как оглашенный подорвался и к ним с вопросами:
— А вы парни из десанта?
— Конечно, а что, малой?
— А где служили?
— В демократической республике Афганистан, — негромко ответили они.
— Ого!.. Афганистан? Обалдеть! А как попасть в десантники?
— Сильно не торопись. Это не компот с сахаром…
— Последний вопрос. Можно?
— Давай, только крайний…
— Медали как называются? А с парашютом страшно прыгать?
— «За Отвагу», не страшно, очень приятно, как на подруге, бывай, спешим мы, только прилетели из Ташкента. Мамки нас ждут и отцы, а нам еще в область ехать.
Они пожали мне руку и гордо ушли. Двое «гусаров в голубых беретах» приличного роста, начищенные сапоги с боковыми шнуровками. Это же — Гвардия! Пойду и я в десантники, решил тогда я, больше никуда.
Хватит, ностальгировать, я уже здесь — 103 ВДД. Кто хочет, тот получит свою порцию приключений.
Пока я молодой, три месяца как после учебки, прилетел в Кабул.
Иногда наши ротные «Деды» звереют, часто говорят о доме, чаще грустят, что девушки их всех побросали. Папа — ротный командир, назвал их придурками по этому поводу, мол, ваши девчонки еще в первый класс ходят, а про этих пора забыть и о службе больше думать.
«Думать надо вам, как выполнить боевую задачу и домой вернуться не в цинковом макинтоше, а живыми!»
Деды у нас в принципе «добрые», бьют нас только за дело ну и за тупость, это в порядке вещей.
Я уже дружу с рядовым — Леньшей Сердюковым, ещё со старшиной роты из срочников — Михой Калабуховым, сержантом — Землянухиным и еще парочкой рядовых дедов. Есть, конечно, пара и отмороженных, один из них — писарь в штабе дивизии, требует всегда перед сном новый анекдот. Но я уже его послал. Второй парень — вечно угрюмый и худой как черт, в звании сержант, всегда требует самые дорогие сигареты, если не дать, дерется. Я что, в Кабул по ночам бегаю?
Слушать «дедушек» порой — удовольствие, то они расскажут нам, как их вертушку сбили на Кунарской операции, а они спасли старого папу ротного, гвардии капитана Сазонова. Вытащили его из горящего вертолета. Папе тогда дали за это ранение «Красную Звезду», а им ни черта не дали, но обещали каждому «За Отвагу». От того рассказа у меня волосы становятся дыбом. Упасть в сбитой вертушке в зеленку, еще удачно отстреливаться и остаться в живых! При этом успевать хавать виноград и грецкие орехи. Хорошо, что у Мишки пулемет всегда при себе, вместе автомата, а иначе не знаю. По идее Мишке можно было героя дать, но обещали «Красную Звезду».
Сержанты-деды, недовольны тем, что им на боевые не дают пистолеты с глушителями, хотя кто-то из них читал, что парашютисты во всех странах всегда носят на боку пистоль, от рядового до генерала и куртки летные им на дембель положены, но только не нашим десантникам.
Сержанты врать не станут, трое из них учились в университетах, и по своей доброй воле сами напросились в Афганистан исполнять долг Воина-интернационалиста, строителя Коммунизма. Теперь правда горько жалеют об этом, они это уже и не скрывают. Один дед боится погибнуть, сказал, что до дембеля два месяца, на операции больше не ходок. «Что хотите со мной делайте», — так и сказал «папе». Сон типа страшный приснился, что убили. Не пойду, говорит, больше.
Деды научили нас, молодых, изготовлять самодельные деревянные нун-чаки и хорошо крутить ими. Кто-то даже брал их с собой на боевые, мало ли что.
А еще деды научили нас как «кошкой» снимать растяжки, чтобы не подорваться. Все «кошки» у дедов были самодельные. Лучше всех орудовали «кошками» два черпака — Игорек Смирнов, и Серега Гришанов, тоже зачетный черпак. На операции они всегда таскают «кошки», привязывая их к РД.
Миха Калабухов, фамилия у него десантурская, словно «калабаха», старший сержант ВДВ, он старшина второй роты переносников носимых радиостанций. Он тоже негодует, что даже ему, старшему сержанту не положен пистолет на боевые выходы, и ножа нет для рукопашного боя. Штык-нож практически не подходит для рукопашки.
Как-то взяли трофей у духов: кастет, пару пистолетов, и ножи. Все отобрали офицеры и сдали особисту, как так можно воевать? Только ложки японские солдатам и оставили, ложками махаться весело? Вот теперь Миха ходит на боевые только с пулеметом «ПКМ», как революционный матрос и с гранатами конечно.
Позже, мне дед Саня Лисицин сделал наколку на левую грудину — с моей группой крови, от патрона и надписи «Афган» я отказался.
Сержантам-дедам я сдавал экзамен на «Специалиста первого класса» в присутствии офицеров, конечно.
Деды учили нас, как можно без опаски промышлять в дуканах Кабула по мелочи, и торговать с бачатами, правда, мне это не пригодилось. Я не торговец, от слова совсем.
Мы с дедами по вечерам качаемся на гимнастическом городке в кубрике роты. Тягаем траки от гусениц «БМД», словно игрушки. Деды хотят выглядеть красивыми, убывая в запас.
Но это уже совсем другая история.
© Александр Елизарэ
Купить роман >>> "Рядовой для Афганистана"
Вам может быть интересно:
История берета ВДВ СССР. Почему нам вручили голубые береты
Вторжение СССР в Афганистан — обреченная миссия
Там было интересно временами — я все о том же, о войне в Афганистане
Почему по контракту в армию не берут, а в «партизаны» с удовольствием запрягают?
Силовикам поднимут оклады, но не «Ветеранам Боевых действий»
Любительский спорт в Советской Армии и деградация спорта в современных воинских частях
Самый неуместный и слабый постамент «Воинам-интернационалистам» в России
Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал Елизарэ-Фильм Делитесь в Соц.Сетях! Комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы.