Найти в Дзене

Фильм "Дуэлянты": поединок как смысл жизни

Привет, Друзья! В предыдущих обзорах мы немного коснулись темы дуэлей в кино и поговорили про российский фильм "Дуэлянт" и творение Стэнли Кубрика "Барри Линдон". Обсуждение фильмов, в которых показаны дуэли, я хочу завершить обзором кинокартины Ридли Скотта "Дуэлянты". Внимание! Несовершеннолетним, беременным, впечатлительным людям — смотреть фильм с осторожностью. "Дуэлянты" — первый полнометражный фильм Ридли Скотта. "Чужой", "Бегущий по лезвию", "Тельма и Луиза" и другие шедевры Ридли снимет позже. До выхода "Дуэлянтов" он был известен только как режиссёр рекламных роликов и короткометражек, но фильм был оценён жюри Каннского кинофестиваля, и Скотт получил приз за лучший дебют. Сценарий "Дуэлянтов" основан на повести Джозефа Конрада "Дуэль". За это режиссёру отдельное спасибо, ведь Конрада не так часто экранизируют. События, составляющие сюжет, начинаются в Страсбурге в 1800 году. Офицер для поручений при штабе дивизионного генерала лейтенант Арман Д’Юбер ищет лейтенанта Габриеля-

Привет, Друзья!

В предыдущих обзорах мы немного коснулись темы дуэлей в кино и поговорили про российский фильм "Дуэлянт" и творение Стэнли Кубрика "Барри Линдон". Обсуждение фильмов, в которых показаны дуэли, я хочу завершить обзором кинокартины Ридли Скотта "Дуэлянты".

Внимание! Несовершеннолетним, беременным, впечатлительным людям — смотреть фильм с осторожностью.

Постер фильма. Взято с сайта https://movietube.com.au/
Постер фильма. Взято с сайта https://movietube.com.au/

"Дуэлянты" — первый полнометражный фильм Ридли Скотта. "Чужой", "Бегущий по лезвию", "Тельма и Луиза" и другие шедевры Ридли снимет позже. До выхода "Дуэлянтов" он был известен только как режиссёр рекламных роликов и короткометражек, но фильм был оценён жюри Каннского кинофестиваля, и Скотт получил приз за лучший дебют. Сценарий "Дуэлянтов" основан на повести Джозефа Конрада "Дуэль". За это режиссёру отдельное спасибо, ведь Конрада не так часто экранизируют.

События, составляющие сюжет, начинаются в Страсбурге в 1800 году. Офицер для поручений при штабе дивизионного генерала лейтенант Арман Д’Юбер ищет лейтенанта Габриеля-Флориана Феро, чтобы передать ему суровое распоряжение командира. Феро должен отправиться под строгий домашний арест. Утром этого дня Феро "набедокурил": проткнул на дуэли шпагой одного "штатского" (к счастью, не убил). У пострадавшего есть влиятельные родственники, и командир должен принять меры.

Вот и утренняя дуэль. Кадр взят с сайта https://tvkinoradio.ru/
Вот и утренняя дуэль. Кадр взят с сайта https://tvkinoradio.ru/

Д’Юбер находит Феро в салоне мадам Льонн — месте встреч офицеров и великосветских особ. Лейтенант Д’Юбер излагает Феро суть проблемы и провожает того до квартиры, чтобы удостовериться в исполнении приказа. Казалось бы, почему я так подробно пересказываю пятиминутную сцену. Так это и есть главная сцена, объясняющая события, произошедшие далее. Лейтенант Феро негодует, он считает, что стал жертвой несправедливости и интриг. Но вызвать на дуэль генерала он не может, а вот выместить злость на Д’Юбере и порубить того саблей — разве кто-то может помешать. Феро требует у Д’Юбера сатисфакции, здесь же, в саду, без проверенных секундантов, без соблюдения многих правил.

Кадр со съёмок дуэли в саду. Д'Юбер — Кит Кэррадайн, Феро — Харви Кейтель. Справа сам маэстро Ридли Скотт. Фото взято с сайта https://www.soyuz.ru/
Кадр со съёмок дуэли в саду. Д'Юбер — Кит Кэррадайн, Феро — Харви Кейтель. Справа сам маэстро Ридли Скотт. Фото взято с сайта https://www.soyuz.ru/

Кстати, друзья, вам не кажется, что Кит Кэррадайн в образе гусара Д’Юбера похож на Д’Артаньяна-Боярского?

Кадр взят с сайта https://www.film.ru/
Кадр взят с сайта https://www.film.ru/

Ну внешнее-то сходство может и есть, да только по характеру к Д’Артаньяну ближе Феро. Тоже гасконец. Пылкий, бесшабашный, прямой как шпала, неистовый как тропический тайфун. В первой дуэли Феро терпит поражение, но это только начало...

Есть три обстоятельства, которые могут помешать Феро вызвать на дуэль Д’Юбера: если они находятся в разных местах, если у них разные звания (иначе это будет нарушение дисциплины) и если идёт война. Затянувшийся поединок поразительным образом является для наших героев стимулом для развития и продвижения на офицерской службе. Язвительный Феро считает каждое повышение Д’Юбера несправедливым, ворчит о "генеральских любимчиках" и старается добиться такого же звания, чтобы иметь возможность вызвать своего соперника на дуэль. Обратите внимание, что Д’Юбер ни разу не отправляет секундантов к Феро первым: он считает их противостояние чудовищной глупостью и хочет закончить это дело как можно скорее. Феро же, напротив, уверен, что "квест" не окончен. Со временем противостояние двух бравых кавалеристов становится смыслом их жизни. Феро не осознаёт этого, но Д’Юбер всё понимает. Забота, которую Д’Юбер проявляет к своему темпераментному гасконскому товарищу, говорит о многом. В повести это показано более подробно. Д’Юбер ненавидит соперника за его неистовость и неугомонность, но признаёт его благородство и храбрость.

Очередной неистовый поединок. Кадр взят с сайта https://mafab.hu/
Очередной неистовый поединок. Кадр взят с сайта https://mafab.hu/

Бесконечная дуэль становится "достоянием" армии. Даже в отдалённых гарнизонах все обсуждают, кто выйдет победителем и — это интригует сильнее всего — что стало изначальной причиной поединков. Более того, противостояние двух человек превращается для их сослуживцев в нечто наподобие шоу.

Идут годы, победы Наполеона сменяются его поражениями, унылым и страшным отступлением из России. Злоба Феро, а он уже полковник, не утихает. Иногда он забывает про своего оппонента, но стоит кому-то напомнить об их многолетней вражде, как ярость вскипает в нём с прежней силой...

Отступление. Кадр взят с сайта https://www.kinopoisk.ru/
Отступление. Кадр взят с сайта https://www.kinopoisk.ru/

Чем закончится эта история, надеюсь, вы узнаете сами. Это действительно неплохое кино, и, к тому же, всегда интересно посмотреть дебютный фильм одного из выдающихся режиссёров современности.

Давайте немного скажем про саму повесть. Считается, что при работе над "Дуэлью" (в оригинале "The Duel: A Military Tale") Джозеф Конрад опирался на легенду о длительной вражде двух офицеров наполеоновской армии. Эти офицеры вроде реально существовали, и история эта была описана в разных источниках, но так ли это на самом деле, говорить не берусь. Фильм отличается от произведения Конрада. Например, в начале повести лейтенант Д’Юбер представлен нам как довольно резкий и надменный человек. В фильме же Арман Д’Юбер просто лапочка и жертва обстоятельств. Так оно и есть, но в книге психологическое противостояние показано лучше, по моему мнению. В любом случае Д’Юбер, в отличие от большинства героев фильма и повести, не охвачен безумием, не жаждет крови, ему противны подобные поединки. Есть ещё одна интересная деталь, которую не так легко заметить. Габриель Феро, истинный бонапартист, не отрекающийся от Наполеона даже после ссылки опального "властелина мира", время от времени раздражённо говорит про Д’Юбера: "Он никогда не любил императора". Конечно, это враньё, Феро это осознаёт и злится сам на себя за эту нелепую желчную ложь. Думаю, дело в том, что Д’Юбер вообще не любит дуэли и воспринимает их как неприятную обязанность. А Наполеон как раз вызвал на дуэль всю Европу. Значит, по мнению Феро, презирающий дуэли человек не любит императора. Парадоксальное рассуждение, но так оно и есть.

Кадр взят с сайта https://rus.big-torrent.com/
Кадр взят с сайта https://rus.big-torrent.com/

А теперь бонус для дочитавших! В самом начале фильма есть сцена, где лейтенант Д’Юбер, разыскивая Феро, приходит в его съёмную квартиру и разговаривает с девушкой. Эту девушку играет шотландская актриса Гэй Хэмилтон, которая двумя годами ранее исполнила роль Норы, кузины Барри Линдона. Эта связь фильмов символична. Скорее всего, без фильма "Барри Линдон" мы бы не увидели "Дуэлянтов". И мир не узнал бы талантливого режиссёра. Впрочем, это все лишь забавные домыслы...

Друзья, смотрите этот интересный фильм, читайте повесть (она короткая), делитесь своими впечатлениями и, как говорят классики, ставьте лайки и подписывайтесь.

"Наполеон Первый, чья карьера очень похожа на поединок, в котором он выступал один против целой Европы, терпеть не мог дуэлей между офицерами своей армии. Воинственный император отнюдь не был головорезом и мало питал уважения к традициям..."

Режиссёр: Ридли Скотт

Название фильма: "Дуэлянты" ("The Duellists"), 101 минута, Великобритания, 1977 год

Жанр: Драма, Исторический

При написании обзора использовались материалы с сайтов: https://en.wikipedia.org/, https://ru.wikipedia.org/, https://tvkinoradio.ru/, http://lib.ru/ и другие источники.