Электрические схемы поражают своим многообразием. Существует много методов подключения различных электроприемников. Об одном из них речь пойдёт сегодня. Электрический двигатель, о том как заставить его вращаться в разные стороны.
Немого теории.
При подаче на статор - это в большей массе неподвижная часть двигателя, создаётся магнитное поле, заставляющее вращаться ротор, если мы говорим о двигателях переменного тока.
Допустим, вал двигателя вращается по часовой стрелке. И он находится в жёсткой сцепке с каким-либо редуктором, который совершает какую-то работу. Предположим, передвигает ленту. И что-то застрял, как же нам провернуть ленту в обратную сторону.
На это есть однозначный ответ. При изменении фазировки двигателя меняется направление движения магнитного поля, что и заставляет ротор вращаться в другую сторону.
От слов к делу.
Схема достаточно простая. Всю схему можно разбить на 2 части.
- Силовая.
- Управление.
Внимательно рассмотрите силовую часть схемы на рисунке № 2. И ответьте на вопрос.
Как видно на рисунке № 3 смена чередования фаз скоммутирована на нижней части контактора. Я, надеюсь, что все разобрались с этой частью схемы. При включении одного контактора двигатель вращается в одну сторону, при включении другого в противоположенную. Звучит неплохо и достаточно элементарно. Но как заставить их включаться и заставить включаться нужный. Тут на помощь приходит, специально разработанная схема управления реверсом (рисунок №4).
Следующим шагом необходимо рассмотреть схему управления магнитными пускателями.
Не нее важная часть, а может,даже, и основная. Ведь, мы хотим управлять всей системой с кнопок, а не рычагами и брусочками, забиваемые в пускатели умельцами.
Кстати.
На кранах существует контактор "подготовки". При повороте ключа "зажигания" он втягивается и приводит все системы в режим готовности. Но, как это часто бывает ключи теряются, катушки на этих контакторах сгорают и на помощь приходит брусочек из дерева. Забивается он между подвижной частью и центральным пальцем. Тип контакторов, используемых для этих целей называется - "лягушка".
Рассматривать схему управления лучше, тоже частями. Сначала рассмотрим верхнюю часть рисунок № 5.
В любой электрической схеме инженер проектировщик Обязан позаботиться о безопасности использования оборудования. Именно поэтому в схеме первым в схеме мы видим элемент "SB1", если обратить внимание, то видно, что он нормально закрыт.
Что означает нормально закрыт или нормально открыт. А значит это, что он находится в таком состоянии без каких либо воздействий: электрических и механических. То - есть нет напряжения и нет физического нажатия на кнопку.
Следующим элементом мы видим параллельную группу кнопку "SB2" и нормально открытый контакт магнитного пускателя "KM 1.2". Параллельная группа сделана неслучайно. При такой схеме магнитный пускатель при нажатии кнопки Пуск замкнет свои блок контакты и будет работать, даже если вы отпустите кнопку. Как говорят - пускатель подхватил сам себя.
Следующий элемент - это нормально закрытый контакт "KM2.3". Этот контакт находиться на магнитном пускателе КМ2. такое решение называется "электрическая блокировка" цель проста не допустить одновременного включения двух пускателей и избежать короткого замыкания.
Далее мы видим элемент КМ1. Это катушка магнитного пускателя. Об устройстве магнитного пускателя напишу другую статью.
второй частью схемы является так называемый "реверс" это точно такая же схема, но только с другим магнитным пускателем.
В конце схемы присутствует элемент КК1.1. Это может быть тепловое реле, реле тока или любая другая защитная аппаратура. Обычно двигатель имеет одну защиту по силовой части - это автоматический выключатель QF (рисунок №1).
На современных двигателях имеются защиты, основанные на принципе "чайника". Внутри двигателя в непосредственном контакте с обмотками устанавливается би-металлический элемент, который при достижении определенной температуры размыкает цепь управления. Обычно эти температуры 150-175 ° С.
Спасибо что дочитали до конца!
Если Вам понравилось прошу подписаться на канал.
Если Вы имеете свое мнение и Вам есть чем дополнить материал прошу писать комментарии.