Найти тему
Шакко: об искусстве

Как один прерафаэлит испортил девушке прическу

Продолжаем разговор об итальянском ренессансном украшении под названием "ферроньерка". В предыдущих выпусках мы изучили, как она должна выглядить. Англичане из движения прерафаэлитов, поклонявшиеся этому периоду истории и его художникам, тоже писали ферроньерки.

В правильном варианте на их картинах это наголовное украшение выглядело вот так:

А у прерафаэлита второго поколения по имени Фрэнк Кэдоган Коупер есть акварель под названием "Молли, герцогиня Нонская" (Molly, Duchess of Nona), 1905, частная коллекция.

-2

На ней изображена какая-то вымышленная итальянская (судя по моде и пейзажу) герцогиня, но почему-то с английским именем. О, нашла, это персонаж из книги "Маленькие новеллы об Италии" (Little Novels of Italy, 1899) писателя по имени Морис Хьюлетт (Maurice Hewlett). Это какая-то маленькая невинная англичанка, которая чуть было не стала королевой итальянской (на русский язык книга не переведена).

А что не так с картиной? Обратите внимание на голову. Очевидно, что мы-то с вами теперь знаем, что ферроньерка -- это несколько бусин на бечевке (реже - ленте), плотно завязанные вокруг головы. А Коупер рисует тут какой-то целиковый золотой обруч, на который прицеплены плоские бляшки (а не бусины, нанизанные на веревочку).

-3

Но у него есть ошибочка и похуже. Посмотрите на эту картину под названием "Vanity" (Тщеславие), 1907 год, Королевская академия искусств.

-4

Тут ферроньерка -- действительно бусина на бечевке. В чем же ошибка? Дело в том, что носили их примерно с 1490-х до 1510-х годов, на гладко зачесанной голове. Шляпок не носили -- сзади была сетка для волос (на первой картинке хорошо видно). А здесь у дамы сзади головной убор под названием "бальцо" (balzo). Он появляется на очень многих картинах Ренессанса -- у Рафаэля, Тициана и проч.

Это не тюрбан, а похоже на берет, в который изнутри вставили набитые валики. В зависимости от моды его толщина и высота менялась. Самое главное, что носили их с 1520-х по 1540-е годы. И никогда, никогда не носили одновременно с ферроньерками, потому что те служили частью поддержки ансамбля сетки для волос, а тут такой детали уже не было совсем. Каупер написал такое же анахроничное сочетание, как, скажем, ампирное платье с кринолином!

Впрочем, однажды ему почти удалось нарисовать нормальную ферроньерку. Только он забыл про сетку для волос...

Завтра я расскажу, как дамы пушкинской эпохи заново открыли ферроньерки и начали их носить.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.