«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:14,15). Что есть искушение? Как по вашему?
Напишите в отзывах ваши мысли по этому поводу.
Древнегреческий глагол πειράζω [пейрадзо], переведенное как «искушать», имеет три значения: 1) «пытаться, делать попытку»; 2) «испытывать, подвергать испытанию»; 3) «искушать, пытаться совратить или уловить». Если внимательно посмотреть на эти три значения, то можно увидеть определенную взаимосвязь, своеобразную цепочку, помогающую понять природу искушения и его механизм.
Первое значение «пытаться, делать попытку». Мы много чего пытаемся делать. И всё или почти всё, что мы делаем, когда-то сделали впервые. Попытались сделать.
Учась ходить, делали попытки впервые шагнуть. Учась писать, впервые брались за перо и выводили нашу первую букву. Приобретая навыки в работе, делали первые попытки забить гвоздь, отстрогать деревяшку, зажечь спичку, припаять провода, пришить пуговицу, залатать порванную ткань. Мы все когда-то что-то сделали впервые, попытались сделать. Затем делали новые и новые попытки, чтобы приобрести определенные навыки и научиться делать доброе и полезное дело.
Но к сожалению дела бывают не только добрыми. Мы делали первые попытки закурить, выпивать, сквернословить. Когда-то впервые мы сказали ложь, попытались взять чужое, оправдать свои неправильные действия, оклеветать, унизить, оскорбить ближнего. В этих делах мы тоже к несчастью совершенствуем свои навыки.
И здесь мы подходим ко второму значению слова «искушать» - «испытывать, подвергать испытанию». Здесь также как и в первом значении нет явного негативного оттенка. Ведь написано: «Всё испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21). Библия не призывает нас делать зло, чтобы оценить добро. Но побуждает к размышлению над тем, что мы делаем или говорим – приносит ли оно пользу, служит ли к назиданию и духовному росту, служит ли благословением ближнему.
Испытания необходимы нам, чтобы научиться делать добро и различать при этом, что чисто, достославно, что добродетель и похвала. А что стыд, боль и гибель.
Мы проходим испытания в различных жизненных ситуациях, где мы делаем выбор: что добро, а что зло. И следуем тому или другому. Выбирая добро, мы становимся совершенными, как написано: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:14).
И, наконец, третье значение слова «пейрадзо» - «искушать, пытаться совратить или уловить». Здесь ярко выраженная негативная окраска. Именно от этого значения слова происходит еще одно имя сатаны – «искуситель». Именно это значение глагола «искушать» имел ввиду Иисус Христос, когда молился: «И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:13).
Таким образом, когда мы внимательно посмотрим на греческое слово πειράζω [пейрадзо], мы увидим следующую логическую цепочку, ведущую к греху: попытка – испытание -совращение. И впасть или не впасть в искушение означает сделать выбор к добру или злу на стадии испытания.
(изображение взято из открытых источников: яндекс-картинки)