Найти тему
5 лучших!

Джазовый саксофон: заклинатель женщин

Кадр из фильма "Ночные забавы" - отличное подтверждение заголовку!
Кадр из фильма "Ночные забавы" - отличное подтверждение заголовку!

Почему женщинам так нравится звук саксофона? - Да потому что низкий, вкрадчивый, с чуть заметной хрипотцой, а именно так и звучит баритон-саксофон, он более других напоминает красивый мужской голос. Так говорят Народные Артисты и Настоящие Полковники.

Этот крупнейший, причудливо изогнутый представитель семейства саксофоновых редко выходит из себя. Этому джентльмену присуще самообладание. Он не фонтанирует эмоциями, зато… зато как он сексуален, каким волнующим бризом окатывает он даму за первым от сцены столиком…

Знаменитый баритон-саксофонист Джерри Маллиган.
Знаменитый баритон-саксофонист Джерри Маллиган.

Проиллюстрировать и развить эту мысль нам поможет лучший джазовый баритон-саксофонист прошлого века Джерри Маллиган (Gerry MULLIGAN, 1927-1996). Замечательный исполнитель, бэнд-лидер, композитор и аранжировщик, один из создателей целого джазового направления («cool jazz» - прохладная, интеллектуальная, довольно "дисциплинированная" музыка), он был не только истинным новатором, но и тонким психологом, обольстителем, Мужчиной с хорошо поставленным, убедительным голосом.

-3

Давайте подслушаем его диалог с бразильской певицей Джейн Дюбо, записанный на пластинке «PARAISO – Jazz Brazil» (1993). Как благородна Его речь! Как женственна Она! Сколько между ними взаимопонимания, нежности, свежести! Как они свободны! Свободны - вместе.

-4

Впечатление от пластинки усиливает прекрасная мягкая игра ансамбля латиноамериканских музыкантов. Эти ребята превосходно знают свое дело. Гитара, бас, фортепиано служат прекрасным фоном для развития отношений главных героев.

Ревнители джазовых традиций называют эту запись курьезом в дискографии Маллигана… Но мы-то с вами знаем, что или вернее, кто заставляет мужчину выкидывать фортели и совершать красивые поступки! Так что спасибо Женщине за «Paraiso» - красивый поступок уже убеленного сединами музыканта.

Другое дело, когда встречаются два серьезных мужчины. Тут – иной разговор, иной интерес. И стать свидетелем настоящего мужского диалога, разговора на равных – настоящее удовольствие! В таких ситуациях понимающая женщина тихонько устраивается на кресле в уголке и уже оттуда, молча потягивая коктейль и не вникая в смысл сказанного, просто наслаждается тембрами, интонациями, паузами.

Вот угловатый, лаконичный джазовый гений, пианист и композитор Телониус Монк обменивается репликами, эмоциями, идеями, послезвучиями с тем же Маллиганом (Альбом 1957-го года Mulligan meets Monk).

-5

Как раз тот случай, когда звукам просторно, а мыслям тесно. Хотя со стороны это выглядит так, будто два подвыпивших нобелевских лауреата на нетвердых ногах возвращаются с церемонии награждения в гостиницу. Спотыкаются. По причудливым ломаным траекториям огибают столбы. Останавливаются, пошатываясь и ломая спички, закуривают. Вновь продолжают путь… Не торопитесь улыбаться им вслед! Прислушайтесь к их странноватому диалогу. Эти двое – настоящие джазовые звезды. В полном расцвете сил и музыкального обаяния. В их разговоре предостаточно простора и воздуха. Того самого, которым дышит уже не одно поколение джазовых музыкантов.

Еще одна работа Маллигана - еще одна встреча. На этот раз с выдающимся тенор-саксофонистом Бэном Уэбстэром.

Эта пластинка – словно уютный клетчатый плед. В него можно закутаться и забыть о дожде за окном и слякоти в сердце.

-6

«Chelsea Bridge», первая же композиция альбома Gerry MULLIGAN meets Ben WEBSTER (1959 г.) делает жизнь приятной, понятной, если не сказать более – осмысленной. Пока сотни и сотни философов спорят до хрипоты, а рокеры разбивают свои гитары о сцену, эти двое неспешно раскуривают свои трубки мира – два потемневших от времени саксофона. И дым их музыкального Отечества нам сладок и приятен.

Их бы музыку да Богу в уши!

И чтобы уложиться в формат "пяти лучших", со спокойной совестью порекомендую ещё две замечательные "пластинки-встречи"Джерри Маллигана. Первая записана в 1968-м году в Мексике. Это - концертные номера, исполненные Маллиганом вместе с трио Дэйва Брубека - Compadres. Здесь баритон-саксофон заменил альт классического партнера Брубека Пола Дезмонда...

-7

...а второй альбом - 1962 года, "безфортепианный" Two Of A Mind , записанный как раз с тем самым флегматично-прохладным Полом Дезмондом, кстати, автором знаменитейшей темы, визитной карточки джаза, темы Take Five. - Прекрасная пластинка.

-8

Кстати, фортепиано здесь все-таки прозвучало, но лишь на CD-издании, как бонус, когда во время исполнения одной из пьес за рояль сел сам Джерри Маллиган.

Искренне Ваш, Лев Комов.

Ещё о джазе читайте и слушайте здесь - Музыкальная голытьба.

"... уже в начале 70-х джазмены, вернее их продюсеры начали активно привлекать внимание слушателя "к джазу" с помощью обнаженной женской натуры..."

-9