Найти тему
О модном теле

Руки в боки

В истории искусства есть позы, которые закрепляются за определенной социальной группой. Вне её никто не изображался с таким положением рук, ног или головы. В XVI веке такой позой стала пода с руками на боку. Короли, герцоги, графы и просто влиятельные мужчины хотели быть запечатленными внушительными и авторитарными.

В моде были широкие плечи и квадратная внушительная фигура, добавить внушительности такому сочетанию было сложно. Но гении живописи смогли и это. Поза "руки в боки" демонстрирует зрителю высокомерное превосходство, как будто ему милостиво разрешено находиться рядом с великим. Само по себе такое положение рук недружелюбно. Но модели на портретах обычно мужчины, занимающие высокое социальное положение, выставляющее локоть, чтобы сказать миру : "Я настолько влиятелен, что ко мне нельзя близко подходить, а тем более вступать со мной в телесный контакт". Такого господина нельзя похлопать по плечу или обнять. Он выше этого.

Неизвестный художник. Карл II Испанский. Частная коллекция
Неизвестный художник. Карл II Испанский. Частная коллекция

В такой позе даже самый неавторитетный правитель смотрелся более величественно. Даже уродливый и болезненный Карл II Испанский смотрелся в ней как правитель. А уже красивые и авторитетные господа выуживали из неё все свидетельства отваги и власти, а следовательно, мужского самоутверждения, которое подразумевало умение постоять за себя в сочетании с властной амбициозностью.

У. Сегар. Елизвета I. Портрет с горностаем. 1585. Хэтфилд-хаус, Великобритания
У. Сегар. Елизвета I. Портрет с горностаем. 1585. Хэтфилд-хаус, Великобритания

Эту же позу использовала в своих портретах Елизавета Тюдор, всегда гордившаяся тем, что её характеризовали словом handsom (красивый в мужском варианте). Не всегда это была именно рука на поясе, но оставленный локоть, занимающий больше места, встречался часто.

О. Кипренский. Портрет Е. Давыдова. Государственный Русский музей.
О. Кипренский. Портрет Е. Давыдова. Государственный Русский музей.

Начиная с XVIII века поза "руки в боки" меняется, постепенно приобретая более изысканные и текучие формы, появляется томность, выставленное вперед бедро. Но всё равно это положение тела оставалось позой победителя. Как, например, на портрете Евграфа Давыдова.

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!