Найти тему
Черно-белый канал

5 ярких случаев, как во время Второй мировой по своим стреляли

Всем доброго дня, приветствую на Черно-белом канале!

Война не игра, на войне все по-настоящему. Иммунитета от смерти нет ни у кого, даже на своей территории. Ах, если бы на войне можно было бы сделать так, чтобы солдаты, самолеты, танки или корабли - да неважно кто - физически не могли открывать огонь по своим. Скольких нелепых и абсурдных смертей можно было бы избежать. Что чувствовал человек, в последний свой миг осознав, что принимает смерть от руки "своего" - представить страшно...

Первая затопленная во Второй Мировой войне субмарина - HMS "Oxley" - принадлежала британским ВМС. "Оксли" встретила свою гибель в 1939 году у берегов Норвегии. В вечерних туманах норвежских фьордов экипаж другой британской подлодки принял силуэт всплывшей "Оксли" за вражеский и, не получив ответа на обмен опознавательными знаками, атаковал ее. Приблизившись к поверженному торпедной атакой "врагу", чтобы зафиксировать победу, британцы обнаружили страшную правду - они уничтожили своих. Из экипажа "Оксли" по счастливой случайности выжили и были спасены только командир субмарины и матрос-сигнальщик.

HMS "Oxley"
HMS "Oxley"

Воды Северного моря, 1940 год. Немецкий Кригсмарине проводит операцию "Викингер" с целью атаки на британские корабли. Хваленая немецкая педантичность дает сбой, и Люфтваффе не имеет ни малейшего понятия о том, что в патрулируемом немецкими самолетами районе немецкий же военно-морской флот выполняет собственное задание. В результате военно-воздушные и военно-морские силы одновременно в одном и том же районе проводят каждый свою операцию, не подозревая друг о друге. Естественно, им суждено было встретиться. Выполняя боевое задание, бомбардировщик He-111 был обстрелян зенитками соединения эсминцев. Приняв свои эсминцы за вражеские, пилот Хейнкеля сбросил бомбы на эскадренный миноносец Z-1 "Либерехт Маасс". Другой эсминец, Z-3 "Макс Шульц", пытаясь уклониться от бомбардировки, напоролся на британскую мину. Оба судна пошли ко дну, унеся с собой жизни 579 человек. Потеря этих двух судов разом была тем обиднее, что подобных эсминцев на вооружении флота состояло всего 22 единицы.

Z-1 Leberecht Maas
Z-1 Leberecht Maas

Первый день Великой Отечественной, 22 июня. Александр Иванович Покрышкин сбивает свой первый самолет. По злой иронии, сбитым оказался новый советский бомбардировщик Су-2. Советские летчики не знали, как выглядит новый самолет КБ Сухого, появившийся перед самой войной и, не разглядев звезды на крыльях, атаковали "врага". Подбитый Покрышкиным бомбардировщик удалось посадить, но штурман самолета погиб. Свидетель того воздушного боя, Герой Советского Союза И.И. Пстыго вспоминал, что ему повезло не быть сбитым тогда лишь потому, что он успел показать атакующему его пилоту звезды на крыльях.

Эти же "сушки" позже стали жертвой обстрела советских средств ПВО, защищающих Москву.

Су-2
Су-2

1944 год. Американские войска готовятся высадится в Нормандии. Операция проводилась в обстановке строгой секретности. С целью ввести в заблуждение немцев, американцы создали отвлекающую группу армий для того, чтобы скрыть фактические места высадки десанта. Командование фиктивной группой войск должен был осуществлять командующий Сухопутными войсками Армии США генерал-лейтенант Лесли Макнейр. При проведении операции американские самолеты проводили массированную бомбардировку в районе городка Сен-Ло. Но воздушная атака была проведена неправильно - вместо того, чтобы обстреливать восток и запад в соответствии с приказом, авиация провела бомбардировку по направлению с севера на юг через линии союзников. В итоге бомбы легли с недолетом - как раз там, где находились союзные войска и генерал-лейтенант Лесли Макнейр. В результате погибли более 100 человек, около 500 получили ранения. В числе жертв ошибочного авиаудара оказался и командующий.

Генерал Л. Макнейр // Солдаты армии США на пути к линии фронта, июль 1944 года
Генерал Л. Макнейр // Солдаты армии США на пути к линии фронта, июль 1944 года

Югославия, 1944 год, советские войска уже несколько недель удерживают район города Ниш. Все относительно спокойно, и немцев поблизости нет ни на земле, ни в воздухе. Совершенно неожиданно в воздухе появляется не менее десятка американских Лайтнингов, которые начинают бомбить советские позиции. Несмотря на то, что с земли русские опознали союзников и подавали им сигналы, американцы довершили начатое. Среди погибших был и командир стрелкового корпуса генерал-лейтенант Г.П. Котов. Чтобы препятствовать бомбардировке в воздух были подняты 9 советских Яков. Мирно разрешить инцидент в воздухе не удалось, американцы сбили один наш Як, в ответ русские открыли огонь и подбили три самолета союзников. Только потом удалось убедить атакующих отступить. Итогом этой трагедии стало более 70 погибших и раненых советских солдат и уничтоженная техника. Американское командование впоследствии принесло извинения, указав, что планировали атаковать не советские позиции, а немцев недалеко от Ниша, всего в 400 км южнее. Просто пилоты немного ошиблись. Как бы то ни было, дело замяли, чтобы не нагнетать напряженность в отношениях антигитлеровской коалиции.

Вообще, история эта, как говорится, "с душком". Причины и итоги этого нападения доподлинно не известны, а документы до сих пор засекречены. По одной из версий, это была провокация со стороны американцев, имевшая целью внедрение своих офицеров в штабы Красной Армии.

Многоцелевой истребитель Lockheed P-38 «Lightning»
Многоцелевой истребитель Lockheed P-38 «Lightning»

По счастью, развитие технологий в настоящее время уменьшает шанс открыть огонь по союзным силам, сводя вероятность человеческой ошибки к минимуму. Тем не менее, как можно убедиться на последнем примере, иногда выгоднее прикинуться плохим солдатом, преследуя достижение совсем иных целей.

Спасибо за ваше время, лайки и комментарии! Оставайтесь - тут интересно! 😃